Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Ни для кого не секрет, что для гармоничного развития ребёнка важной составляющей воспитания является физическое развитие, которое закладывает фундамент структурного здоровья организма, развитие и укрепление всех его систем. В раннем возрасте родители, как правило, прикладывают немало усилий для создания благоприятных условий здорового роста малыша, применяют лечебные массажи и пассивную гимнастику

С увеличением активности ребёнка добавляются всевозможные подвижные игры, пешие прогулки на свежем воздухе. Конечно, основную роль развития двигательных функций играет образ жизни и двигательные привычки семьи в целом. В семье, где родители понимают важность достаточных физических нагрузок и движения и всячески поддерживают активный образ жизни, ребёнок, вероятно, приобретёт здоровые двигательные привычки, которые не только сформируют его физическое здоровье, но и помогут сохранить его на протяжении жизни.

 В современном мире существует множество факторов, способных нарушить гармоничный рост и физическое здоровье организма: неблагоприятная экологическая обстановка, чрезмерные нагрузки на зрительный аппарат, вынужденно долго сохраняемые   физиологически неправильные положения тела, например, при использовании гаджетов, малоподвижный образ жизни, стрессы, неполноценное питание и прочие.  Очевидно, что для наполненной и счастливой жизни необходимо заботиться о структурном физическом здоровье тела, его восстановительной функции и всех двигательных качеств. Удивительно, но даже профессиональный спорт не всегда создаёт такие условия.

На помощь в создании фундаментальной основы здоровья приходит лечебная физическая культура. Она основана на индивидуальном подходе к возможностям и особенностям организма, на укреплении его наименее сильных систем, оптимизировании работы организма, увеличении его приспособительных функций и раскрытии физического потенциала без чрезмерных нагрузок.

Для того, чтобы работать над улучшением физического состояния, необходимо понимать, какие индивидуальные задачи поставить на ближайшее и отдалённое будущее. Консультация врача поможет определить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или предрасположенность к ним, а специалист по лечебной физической культуре подобрать подходящие упражнения.

 Движущей силой включения занятий лечебной физической культурой в повседневную жизнь выступает мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. На этом этапе многие родители сталкиваются с проблемой мотивации своего ребёнка, так как занятия требуют времени и усилий. Немаловажную роль здесь играет собственный пример родителей и если они регулярно поддерживают своё здоровье таким образом, то и ребёнку будет легко приобрести полезную привычку.  Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Важно уделять внимание и

формированию устойчивых мотивов к занятиям ЛФК на начальной стадии, т. к. в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточное осознание целей, нестойкость, неопределенность.  Механизм развития мотивации отчасти похож на схему формирования условного рефлекса.  Когда у детей появляется мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями.

 

Способы повышения мотивации к самостоятельным занятиям лечебной физкультурой у детей:

1.Преодолеть лень и выработать привычку легко, если организовать удобное пространство и заниматься в определенное, специально выделенное время. Так организм настроит свои "внутренние часы" и будет легко входить в режим тренировки в привычное время.

 2.Занятие не должно быть утомительно долгим. Начинать следует с минимального времени, крайне важно закрепить у ребёнка положительные эмоции с самого начала. На начальном этапе необходимы яркие положительные моменты, переживаемые в контакте с родителем. Такие совместные переживания в дальнейшем приводят к тому, что физические упражнения прочно связываются у ребёнка с положительными эмоциями, и действия начинают сами по себе нравиться, уже без мамы или папы.

3.Нацеленность на результат. Прогнозируемый результат должен воодушевлять ребёнка, при этом важно отслеживать и поощрять промежуточные результаты и достижения.

4.По возможности воздерживаться от критики за ошибки и неудачи в выполнении упражнений, так как она является мотивирующим фактором. Напротив, хвалить за совершенные усилия и достижения.

Это общие способы, но не стоит забывать о том, что дети совершенно разные по своему восприятию и подход к мотивации будет различным, в зависимости от психотипа ребёнка.

 

Психотипы детей

В психологии условно выделяют разные психотипы взрослых и детей, в зависимости от ведущего органа восприятия, реакции на окружающий мир. Каждый ребёнок индивидуален и подход к мотивации тоже будет отличаться. Следует учитывать, что конкретный психотип в чистом виде практически не встречается, как правило это комбинация из нескольких, но один преобладает.

Мотивация к самостоятельным занятиям лечебной физической культурой с учётом психотипа ребёнка.

  1. Гипертимный тип - общительный и энергичный, любопытный и дружелюбный. Интересы разнообразны, однообразие и правила для него скучны. Чтобы мотивировать такого ребёнка необходим контроль, но не жёсткий. Важно найти тот способ занятий, который будет его увлекать, при этом учить не "распаляться" на эмоции, а работать на результат.

2.Эмоционально-лабильный тип - ему присущи частые смены настроения по разным причинам, которые влияют на работоспособность и мотивацию и делают их нестабильными. В таком случае со стороны родителей требуется создать максимально комфортную психологическую атмосферу во время занятия для закрепления позитивного настроя, например, позволить ребёнку самому выбирать музыкальное сопровождение и тип упражнений. Такому ребёнку требуется поддержка и одобрение со стороны родителей, похвала является необходимой для мотивации.

3.Конформный тип - ребёнок любит стабильность и традиционность в жизненном укладе, очень консервативен и часто зависит от чужого мнения. Для такого ребёнка будет хорошо, если родители ненавязчиво введут ЛФК в семейный уклад или помогут ребёнку завести традицию заниматься утренней гимнастикой с элементами ЛФК.

 4.Замкнутый тип -  ребёнку более интересен его внутренний мир, чем общение с друзьями. Он немногословен, малообщителен, часто мыслит нестандартно. С ребёнком такого типа контакт родителя должен быть деликатным. Для мотивации важно поддерживать доверительные отношения и помогать выработать навыки организации и проведения самостоятельных занятий ЛФК.

5.Напряжённо взрывной - характер личности у такого ребёнка настойчивый и дисциплинированный, основательный и напористый с проявлением плаксивости, агрессии или упрямства. Физические упражнения могут помочь преобразовать избыточный потенциал в развитие физических качеств и укрепление здоровья, помогут научиться ставить цели и задачи и планомерно достигать их. Похвала и заинтересованность, поощрение успехов, поддержка будут лучшей мотивацией со стороны родителей.

6.Тревожный тип - застенчивый, тихий, послушный и требовательный к себе, часто занижает свою самооценку, при этом ответственный, мягкий и отзывчивый. Крайне важно не проявлять завышенных требований к такому ребёнку, исключить любую критику, а похвалу не стоит ограничивать. Требуется всегда быть готовым оказать поддержку. Чтобы мотивировать такого ребёнка к самостоятельным занятиям ЛФК необходимо объяснить ему все преимущества от такого рода занятий и научить получать позитивные эмоции от них.

7.Неустойчивый тип - часто характеризуется отсутствием критики к себе и окружающим, ленью, пассивностью, нарушением дисциплины. Такому ребёнку необходим постоянный контроль, дисциплина, авторитарность и мотивация со стороны родителей. Так как мотивация и самомотивация снижены, для того, чтобы ребёнок выработал привычку к самостоятельным занятиям ЛФК требуется достаточно много времени и регулярная внешняя стимуляция к действию. Для мотивации важно постараться вызвать положительные эмоции в процессе занятий и поощрять успехи.

8.Демонстративный тип - артистичный и общительный, любит внимание. Лучшей мотивацией для него служит похвала, но для самостоятельных занятий ЛФК стоит выработать у ребёнка самомотивацию, основывающуюся на собственной оценке своих успехов Понимая особенности психики своего ребёнка, можно найти правильный подход для мотивации его к развитию полезных привычек, таких, как регулярные занятия лечебной физической культурой. Лечебная физическая культура в свою очередь способна стать одним из опорных факторов укрепления здоровья и его сохранности в течение жизни.

Наталья Олеговна Пишкова, инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)