Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

«Когда играет оркестр или выступает хор аутичный ребенок с абсолютным слухом слышит ноты «снизу-вверх» структура музыки для него первична и только затем идет мелодия. При обучении очень важно понимать эту особенность»

А. Окельфорд, британский музыкант

Музыка является древней формой общения для всего человечества. Давай поговорим, как музыка помогает ребенку с аутизмом, в его развитии.

Зачем ребенку с ранним детским аутизмом (РДА), нужна музыкотерапия?

Музыка – это «волшебная палочка», которая способна «исцелить душу». Дети с РДА, быстро находят контакт с музыкальными инструментами и со всем тем, что касается музыки. Знакомство с миром музыки находит отклик в их душах.

Когда родителям говорят, что у ребенка аутизм, они в первую очередь теряются и не понимают с чего им начать. Конечно, сейчас существует множество методов работы с детьми с аутизмом, но один из самых доступных – это музыка.  

Музыкальная терапия – это направление, основанное на лечебном воздействии музыки. Музыка у детей с аутизмом снимает раздражение, напряжение, беспокойство, тревожность. При этом развивает память, мышление и речь.

Начните с пассивного занятия музыкой: просто начните слушать И.С. Баха, А. Моцарта и И.Ф. Шопена – музыка именно этих композиторов помогает в развитии речи, слуха, голоса и памяти. Занятия музыкой в случаях аутизма, не только активизируют определенные участки мозга, но и помогает ребенку социализироваться и взаимодействовать с другими. Самое главное, сделать так, чтобы музыка приносила детям с РДА, только радость и положительные эмоции.

Ребенок с РДА живет в своем мире и сложность заключается в общении с другими. Социализация в обществе – одна из главных задач для таких детей. И тогда на помощь, приходят музыкальные занятия. Их можно организовать дома или обратиться в центр дополнительного образования. Во время занятий, особенно групповых, развиваются навыки общения и социального взаимодействия, возникают социальные связи.

Принципы построения занятий: 

  • Начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой.
  • На протяжении всего занятия отслеживать настроение ребенка.
  • Строить занятие от простого к сложному, главное, чтобы была выработана система.
  • Проводить приветственный ритуал (можно взять и прохлопать: «Здрав-ствуй, Ни-ки-та», так же можно пропеть сопровождая хлопками под инструмент).
  • После приветствия можно послушать сонату Моцарта по вашему выбору. Научно доказано, что музыка Моцарта успокаивает и сосредотачивает на происходящем. У детей, которых диагностируют аутизм, музыка Моцарта может улучшить состояние. Включая каждый день ребенку с аутизмом музыкальные произведения австрийского композитора, результат не заставит себя ждать. Музыка Моцарта поможет ребенку с РДА, стать спокойным, уверенным и общительным.
  • Использовать шумовые инструменты. Дети с РДА очень любят играть и импровизировать на инструментах.
  • Обязательно должен быть ритуал прощания: «До-сви-да-ния» можно пропеть и прохлопать.

Игра на барабанах, часто используется в коррекции аутизма, особенно у детей, которые имеют агрессивное поведение. Использование барабана, улучшает эмоциональное состояние детей с РДА.  Детям с расстройствами аутистического спектра, нравится повторяемость, игра на барабанах помогает им освободить свои эмоции. Можно использовать карточки, где будет показано сколько раз нужно постучать по барабану, включать марши и все что имеет четкий ритм.

Для пропевания песен вместе, лучше выбирать те, которые нравятся ребенку. Главное, чтобы они были понятны. Обязательно при этом, нужно использовать аккомпанемент (минус с текстом). Музыка для детей с РДА очень важна, ведь через различные мелодии, они могут проявлять свои эмоции – как положительные, так и отрицательные. Музыка им близка и понятна. Музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций. С помощью силы музыки ребенок с РДА может познать окружающий мир, ведь он для него так непонятен и чаще всего вызывает страх и тревожность.

Музыка делает мир ярким и красочным, а ребенка – счастливым!                                        

 

Елена Анатольевна Вологдина, музыкальный руководитель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)