![]() |
Всестороннее развитие ребенка с раннего возраста и формирование такой личности, в которой гармонично сочетаются эмоциональная чуткость и рациональный подход, на сегодняшний день являются одними из важных факторов его успешности. Творчество выступает оптимальным путем для успешного воплощения данной задачи |
Одним из критериев творческой зрелости человека является креативность, которая включает в себя как процессы творчества, так и индивидуальные интеллектуальные и личностные характеристики.
Что же включает в себя такое понятие, как креативность?
Креативность (или творческое мышление) — это умение создавать оригинальные мысли и находить нестандартные подходы. Например, результатом такого мышления может стать предложение оптимизировать расположение элементов интерфейса приложения для повышения комфорта пользователей. Это также проявляется в способности предложить разные способы решения трудной математической задачи или придумать альтернативный путь передвижения от дома до учебного заведения.
Считается, что креативность — это не врождённая черта человека, а навык, который при желании может развить каждый.
Музыкальная среда для ребенка является одним из доступных средств развития креативности.
Особое место в развитии детской креативности занимают музыкальные занятия, проводимые в детских учреждениях. На музыкальных занятиях у детей развивается мелкая и крупная моторика, творческое мышление, воображение, навыки речи, координации, способность к импровизации и музыкальности в целом.
Музыкальная среда содействует формированию креативности у детей благодаря следующим аспектам:
- Эмоциональное выражение. Благодаря музыке дети получают возможность передавать собственные чувства, что служит фундаментом для роста творческих способностей. Прослушивая музыку разных стилей, ребёнок переживает широкий спектр эмоций, стимулируя формирование новых форм выражения собственной индивидуальности.
- Комбинация звуков и ритмов. Играя с разными музыкальными инструментами и экспериментируя с ритмами, дети осваивают искусство комбинирования звуков по собственному усмотрению, что активно развивает творческие навыки. Создание собственных мелодий помогает ребёнку учиться мыслить аналитически и проявлять творческий подход к выполнению заданий.
- Развитие воображения. Музыкальные композиции способны вызывать у детей визуализацию образов, сюжетов и целых миров. Дети дошкольного возраста нередко отражают восприятие музыки через танец, рисование или игровые формы, что активизирует их фантазию.
- Импровизация. Импровизация в музыке играет ключевую роль, помогая детям преодолеть страх перед экспериментами и свободно выражать своё творчество. Она мотивирует ребят изучать многообразие музыкальных решений и дарит чувство раскрепощённости в процессе созидания.
Для эффективного влияния музыкальной среды на развитие креативности необходимо учитывать возрастные особенности детей при её организации. Следует обеспечить открытый доступ каждого ребенка к музыкальным инструментам, позволить самостоятельно выбирать предпочитаемую музыку и вовлекать в музыкальные активности. Главным критерием музыкального развития у детей становится его инициативная деятельность. С помощью музыкальных инструментов они сочиняют собственные мелодии, изобретают игры, придумывают упражнения и многое другое.
Музыкальные занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе. Особая важность групповых мероприятий в том, что дети приобретают навыки взаимодействия, проявляют инициативу и учатся прислушиваться к другим участникам, что также положительно влияет на развитие их креативности. Когда проходят праздники, театральные постановки, развлечения, дети сами подбирают себе костюмы, придумывают образы, оказывают помощь в подборе костюмов своим сверстникам. Опыт, полученный на музыкальных занятиях, дети с легкостью переносят в другие условия, это им помогает утвердиться, придает уверенности. Самостоятельная музыкальная деятельность воспитывает художественный вкус, формирует духовный мир ребенка.
К сожалению, важность музыкальных занятий, посещений культурных мероприятий (концертов, спектаклей и т.д.) остается недооценённой. Однако эффективность музыкального развития ребенка давно научно обоснована. Важно наблюдать за музыкальными импровизациями детей, приобщать к семейным музыкальным развлечениям. Посещение родителями праздников и развлечений с участием их детей позволяет им увидеть всесторонний личностный рост ребенка, и, конечно, дарит всей семье огромное количество положительных эмоций!
Музыкальная среда служит мощным инструментом для формирования креативности у детей. Она вдохновляет их на развитие воображения, свободное выражение чувств и овладение искусством спонтанного музицирования. Постоянное применение музыки в обучении поддерживает всестороннее развитие ребёнка и готовит почву для последующего расцвета творческих способностей.
Вологдина Елена Анатольевна, музыкальный руководитель
КГАУСО «Комплексный центр по работе
с семьей и детьми «Ласточка»
