Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

«Танцевать –ум развивать»!

Федорова Г.П.– пианистка,

профессор консерватории

Большое значение В. М. Бехтерев (отечественный психиатр, невролог, физиолог, психолог) придавал музыке, он считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Перед тем, как начать обсуждать тему музыкально-ритмического воспитания детей, предлагаем ответить на вопросы:

  • Любит ли ребенок танцевать, танцует ли он дома?
  • Умеет ли ребенок слушать ритмическую, танцевальную музыку? Двигается ли в ритм в этот момент?
  • Какие танцы предлагаются ребенку и танцуют ли с ним взрослые?

Ответ «да» на все вопросы означает, что ребенок способен к самовыражению через музыку, отлично комбинирует знакомые движения и придумывает собственные, развивается в направлении музыкально-ритмического воспитания.

В самом названии «музыка» и ритм» находится вся суть этого направления в воспитании детей, о котором пойдет речь.

«Движение – это жизнь» – известная фраза, знакомая почти каждому. Взрослые часто удивляются повышенной активности и энергии у детей. Недаром их в шутку называют «вечным двигателем и прыгателем».  Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья может встречаться пассивность, высокая утомляемость, низкая подвижность. Да и в общем, с развитием научно-технического прогресса дети стали меньше двигаться, реже гулять на улице, а чаще проводить время за просмотром телевизора или гаджетами.

Именно ритмические танцы под музыку становятся одним из самых доступных средств оздоровления детей в дошкольном возрасте! К музыкально-ритмическим движениям можно отнести: хороводы, танцы, игры, музыкальные упражнения с предметами: мячами, ленточками, султанчиками.

Движение и музыка положительно влияют на здоровье ребенка. Они способствуют эмоциональной настройке организма, способны снять умственную перегрузку, нервное напряжение, и поэтому могут быть первым шагом к оздоровлению. С их помощью нормализуется мышечный тонус, осанка, чувство равновесия, развивается точность координации, плавность, переключение движений.

Музыкально-ритмические движения вместе с дыхательными упражнениями помогают предотвратить респираторные заболевания у детей. Вот, например, несколько упражнений на дыхание, которые можно выполнять с ребенком ежедневно:

Упражнение «Ладошки»

Ладушки-ладошки –

Звонкие хлопушки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем,

Как ладошки разжимаем.

Упражнение «Насос»

По шоссе летят машины –

Все торопятся гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Упражнение «Обними плечи»

Ах, какой хороший я,

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Все упражнения делаются под любую музыку.

На занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию развиваются коммуникативные навыки, так как танец и движения помогают детям подружиться, учат детей сотрудничеству, общению и уважению к другим.

Движения и музыка наполняют детей положительными эмоциями, поднимают настроение, формируют навыки самоконтроля. Приобретаются такие качества характера, как терпение, выносливость, понимание, доброта, взаимовыручка, системность, развивается творческая активность, воображение, фантазия и креативность детей.

Кроме того, научные исследования известных педагогов подтверждают, что музыкально-ритмические движения оказывают положительное воздействие на детей с речевыми нарушениями. Они способствуют развитию просодической стороны речи (высота, сила, длительность, тембр), а также интонационной стороны речи (темп, ритм). А двигательные способности, мелкая и общая моторика развиваются у детей намного лучше и быстрее благодаря движениям и играм под музыку.

И, конечно, музыкально-ритмические движения способствуют развитию таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление и   тренируют у детей дошкольного возраста мозг и подвижность нервных процессов.

Предлагаем ссылки на пособия, картотеки игр и занятий, расположенные на нашем сайте Ресурсного центра по активной поддержке родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и развитию эффективных технологий и методик в сфере защиты детей-инвалидов, которые помогут в музыкально-ритмическом воспитании детей.

Груздова И.В. «Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей» https://ресурсдлявсех.рф/downloads/Музыкальное%20развитие/навстречу%20музыке.%20игры%20и%20занятия.%20груздова,%20лютова,%20никитина.pdf

Зимина А.Н. «Музыкально-дидактические игры и упражнения. Сценарии и нотное приложение»  https://ресурсдлявсех.рф/downloads/Музыкальное%20развитие/музыкально-дидактические%20игры.%20а.н.%20зимина.pdf

Назарова Л. М. «Ритмические игры» https://ресурсдлявсех.рф/downloads/Музыкальное%20развитие/ритмические%20игры%20для%20дошкольников.%20назарова%20л.м..pdf

Картотека музыкальных игр https://ресурсдлявсех.рф/downloads/Музыкальное%20развитие/картотека%20музыкальных%20игр%20для%20дошкольников.pdf

Поощрять детей в их желании быть активными, познавать мир и, конечно, слушать музыку и танцевать очень полезно!

 

Вологдина Елена Анатольевна, музыкальный руководитель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)