Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
  В последнее время очень актуально стало использование музыкальных игр для запуска и развития речи детей, исправления речевых нарушений

Музыкальная деятельность, в которой дети чувствуют себя более свободно и уверенно, помогает развивать целый комплекс способностей, которые связаны с речевой деятельностью. Это и развитие детского воображения, и умение выражать свои мысли словами, жестами и движениями, и способность детей различать звуки на слух.

В процессе самой музыкальной деятельности, при использовании музыкальных игр, возможно решить следующий комплекс задач речевого развития:

  1. Формирование словаря

 Во время игр дети узнают новые и трудные для них слова, у них формируется и развивается понятийная сфера, появляется желание и возможность использовать новые знания в повседневной жизни.

  1. Звуковая культура речи

В процессе пропевания, во время игр, делается акцент на правильном произношении звуков и слов. Дети учатся слышать, определять и воспроизводить ритм, тембр и делать паузы.

  1. Грамматический строй речи

Дети, объясняя товарищу по игре правила и действия, учатся анализировать внутреннюю речь и усваивают систему грамматических закономерностей.

  1. Связная речь

Проговаривание впечатлений вовремя и после игр помогает детям учиться раскрывать смысл услышанного, последовательно рассказывать об этом и формирует навык говорить складно и связно.

  1. Подготовка к обучению грамоте

В процессе ритмического проговаривания и пропевания развиваются слуховые функции; ритмические и имитационные движения во время игр способствуют двигательному развитию (мелкой и общей моторики).

Так же музыкальные игры, игры с пением помогают наладить общение ребенка со взрослым, создают эмоциональный контакт между ними и помогают преодолевать неуверенность ребенка в своих силах, дают ему возможность для самовыражения и развития.

Музыка оказывает большое влияние на развитие слуха детей: они рано начинают воспринимать мелодию песни, а развитие музыкального слуха способствует её эстетически эмоциональному восприятию.

Музыкальные игры являются средством развития умственных способностей детей, т.к.  их восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Они учатся слушать музыку, сравнивают между собой звуки, учатся разбираться в структуре произведения. Музыкальные игры создают необходимость общения со сверстниками, укрепляются чувства дружелюбия и взаимопомощи друг другу.

Таким образом, разные виды музыкальных игр способствуют всестороннему развитию детей, развитию музыкальных способностей и оказывает положительное влияние на коррекцию детской речи.

Одна из составляющих музыкальных игр – это движение. Движение помогает воспринимать музыку, а музыка придаёт движению особую выразительность – движение под музыку становится средством выражения художественных образов.

При подборе музыкальных игр для запуска и коррекции речи детей педагогу необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности, нервно-психическое и физическое состояние каждого ребёнка, его желание, настроение и диагноз. Игры, должны быть интересны по содержанию, слова и движения понятны и легко повторимы для детей.

Вместе с потешками, прибаутками, играми-сценками, музыкально-речевыми играми эффективно использование музыкально-дидактических игр, так как они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах, формируют у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помогаю соотносить звуки по высоте, развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Используют два вида музыкальных игр: под инструментальную музыку и игра под пение, которые развивают у детей интерес к пению, музыкальный слух, чувство ритма.

  Еще одной из форм работы в этом направлении являются музыкальные игры-сказки. Обыгрывание сюжета песни, распределение ролей позволяют детям эмоционально раскрепоститься и передать образ своего персонажа через движения, речь, мимику и жесты.

Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал состоит из трех групп.

Это движение детей со словом и жестами.

В первой группе упражнений дети двигаются со словами и жестами.

Например, «Дождик пошел. Дождик пошел» (показывают ладошками) «Намочил. Намочил» (убегают под зонтик)

Во второй группе упражнений действие называет воспитатель, а дети его повторяют или вместе, или по очереди; по мере освоения действие называют дети (одна группа называет, другая выполняет)

Третья группа упражнений проводится в форме диалога, выражающего взаимоотношения двух лиц (обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие). В других упражнениях говорят обе стороны диалога.

Таким образом, эффективность использования музыкальных игр в повседневной работе заключается в том, что для детей они всегда приятны и востребованы. Нам взрослым музыкальные игры помогают в доступной для детей форме решать не только проблему развития речи, но и другие развивающие задачи. Любую музыкальную игру можно адаптировать с учетом психических и физических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тем самым скорректировать слабые стороны развития ребенка и сделать акцент на том, что он может выполнить.

Анна Александровна Савицкая, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)