Часто у родителей возникает вопрос, сообщать или нет о диагнозе ребенка своим близким, родственникам, друзьям. У каждого родителя могут быть свои причины для этого беспокойства |
Некоторые в такой трудной ситуации замыкаются, им кажется, что после такого сообщения в их привычном окружении отношение к ним может измениться.
И ведь на самом деле много причин, почему родители скрывают информацию о диагнозе своего ребенка: не хотят пугать, вызвать жалость или видеть неловкость знакомых и друзей при встрече, или лишиться привычного круга общения. Родители в праве сами решать, как им распоряжаться информацией об их ребенке. Но лишь, сообщив о диагнозе своему ближнему окружению, можно понять, как к этому отнесутся близкие, друзья и знакомые. Одни могут сократить общение, защищаясь от тяжелых чувств и переживаний. Другие отнесутся с пониманием, проявят свои душевные качества, окажут помощь, поддержку. На удивление это могут оказаться те, от кого меньше всего ожидаешь.
Родителям важно не становиться заложником своих бесконечных мыслей «что подумают обо мне и моем ребенке», и не лишать себя возможности получить психологическую поддержку со стороны родных, знакомых и друзей.
При принятии решения стоит ориентироваться прежде всего на себя и свое состояние. Если нет ощущения готовности к взаимодействию с родными в данный период, лучше дать себе время на проживание и осмысление информации. Родителям необходимо вместе и открыто, насколько это возможно, переживать такие сложные чувства и эмоции, как беспомощность, страх, стыд. Здесь главное быть вместе, не оставаться одному со своим горем. На этом этапе может понадобится консультация с психологом.
Появление детей всегда меняет нашу жизнь, а когда это особенный ребёнок, привычный уклад меняется кардинально. Родителям важно пройти процесс горевания, чтобы принять диагноз ребёнка и понять, что жизнь продолжается. Сопровождение специалиста, его поддержка поможет родителям справиться со своим эмоциональным состоянием, пройти стадии горя и прийти к принятию. Принятию факта, что ребёнок не такой, как они ожидали, что планы, которые родители строили относительно ребенка, их представления, как они будут жить, чем заниматься, могут не реализоваться.
Переживая и осознавая известие о состоянии своего ребенка, каждый родитель проходит пять стадий (этапов):
- отрицание: «Этого не может быть. Все люди могут ошибаться, и врач в том числе»;
- гнев: «Это несправедливо. За что мне такое? За что мой ребенок так страдает? Чем эта кроха заслужила такую судьбу?»;
- торг: «Можно же что-то сделать? Ведь должны же быть какие-то препараты, средства, которые могут помочь»;
- депрессия: «Очень больно от этого факта. Это беда, трагедия». На этой стадии родитель чувствует печаль. Это чувство приходит, когда родитель прощается с планами и ожиданиями относительно своего ребенка, приходит понимание, что скорее всего, эти планы не реализуются. Здесь родители могут находиться в состоянии подавленности и отсутствия энергии.
После депрессии приходит стадия принятия. Когда родители понимают: «Ну что ж, у нас вот так. Мы не можем это изменить, но можем научиться с этим жить. У нас новый статус – родители особенного ребенка. Будем учиться быть лучшими родителями нашего ребенка».
Родители могут застревать на какой-то из этих стадий, и не всегда это происходит последовательно. С профессиональной помощью этот путь проходить легче, у родителей появляется готовность сообщать своим близким, друзьям и знакомым.
Также может помочь в принятии решений знакомство с другими родителями, чьи дети имеют схожий диагноз. Послушать их личный опыт, как они проходили свой путь, что у них изменилось после того, как они сообщили окружению о диагнозе. Подобные разговоры, посвященные обсуждению важных вопросов, позволяют родителям соотнести свое мнение с опытом других людей. Обмены мнениями делают ценный вклад в состояние родителей. У них появляется уверенность в себе, растет уровень компетенции, они комфортно и спокойно начинают себя чувствовать в общественных местах, на детских площадках.
Когда родитель приходит к принятию диагноза ребенка, он принимает и все свои чувства, а значит перестает отрицать и становится намного легче. Ведь больше не приходится лгать, находить объяснения реакциям ребенка. В процессе роста и развития ребенка, родитель будет помогать ему находить инструкцию к самому себе. У него не будет этого бесконечного поиска себя. Он не будет мучиться вопросом «Что со мной не так? Почему я такой странный/ая?»
Служба ранней помощи КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»