Навыки пространственной ориентации и восприятия времени у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) зачастую развиваются с трудом. То, что для обычного человека кажется легким — осознание времени и ориентация в пространстве, становится серьезной проблемой для детей с РАС |
Эти умения необходимы для активного познания мира, а их отсутствие может ещё больше замкнуть ребенка в его внутреннем мире, тормозя развитие и негативно влияя на интеллект. Поэтому детям с РАС требуется помощь взрослого в процессе развития, социализации и обучения.
Нарушение пространственно-временных представлений у таких детей проявляется как на психологическом, так и на физическом уровне. Дети с аутизмом могут не уметь рассчитывать количество шагов до нужного объекта или испытывать сложности с выполнением простых задач, таких как сборка пирамидки. Нарушенная ориентация в пространстве также приводит к тому, что дети не осознают своё тело, часто рассматривают собственные руки и избегают взгляда в зеркало. Важно обучать их, намеренно привлекая внимание к положению их тела, например, с помощью зеркал, установленных на уровне их глаз. Это поможет им начать обращать внимание на своё отражение и окружающую среду.
Коррекционная работа по формированию пространственной ориентации включает несколько этапов:
- Ощущение себя и частей своего тела.
- Понимание расположения объектов относительно своего тела.
- Осознание местоположения предметов друг относительно друга.
- Понимание времени и его связь с конкретными событиями.
Обучение пространственной ориентации у дошкольников с РАС должно проходить поэтапно, без перехода к следующему этапу, не освоив предыдущий. Несоблюдение этого принципа может привести к искаженному восприятию, которое будет еще сложнее корректировать в дальнейшем.
Взрослые часто сталкиваются сложностью в организации занятий с ребенком так, чтобы он сидел за столом и мог удерживать внимание, поскольку нарушения пространственной ориентации затрудняют для них само понятие работы за столом. Иногда помогает нанесение разметки на поверхность стола, что облегчает ориентацию и понимание требований. Важно обучать детей понимать положение предметов и использовать предлоги «под» и «на». Следующий этап — обучение положению предметов относительно друг друга с использованием предлогов «около» и «рядом». На третьем этапе осваиваются более сложные пространственные отношения и термины: «справа», «слева», «между» и так далее.
Также важным аспектом развития пространственных навыков является улучшение тактильных ощущений. Для этого применяются дидактические игры, которые помогают через осязание закрепить представление о пространстве, такие как работа с формами, размерами и текстурами предметов. Сенсорная интеграция, включающая раскачивание на качелях, тактильные контакты с разными поверхностями и ритмичные движения, помогает детям развивать восприятие окружающего мира. Важным элементом является ползание через туннели, которое стимулирует их активность и желание взаимодействовать с пространством.
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с аутизмом должна включать обучение различению смены времени суток и других временных характеристик. Детей нужно научить понимать цикличность событий, их последовательность и смену одного события другим. Важно, чтобы дети не просто знали названия этих временных этапов, но и осознавали их значение.
Левит Наталья Викторовна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»