Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Групповая работа плотно вплетена в социальную жизнь человека. Первый навык группового взаимодействия ребенку удается получить еще в раннем возрасте (от 1 до 3 лет), играя с другими детьми и взрослыми. Активнее навыки групповой работы начинают усваиваться в дошкольном возрасте (4-6 лет), совершенствуясь дальше в течение всего онтогенеза.

К моменту, когда ребенок пойдет в общеобразовательную школу, ему необходимо владеть навыками, характеризующими его готовность к работе в группе. Так, в школе ему будет необходимо совместно с другими детьми выполнять задания учителя, принимать решения, рисовать, писать, заниматься физкультурой, обучаться и многое другое. Именно поэтому специалисты реабилитационного центра, кроме индивидуальной работы с детьми на курсах реабилитации, обязательно проводят и групповые занятия. Однако не все дети в силу своих возможностей способны к групповой работе.

Групповая работа – это совместная деятельность группы людей по достижению какой-либо цели в условиях установленных норм общения и взаимодействия. Если ребенок способен соблюдать установленные нормы общения и взаимодействия, то в нем есть потенциал приспособиться и адаптироваться к самостоятельной жизни. А самостоятельная жизнь ребенка в будущем — это цель родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Можно выделить следующие навыки необходимые для групповой работы:

  1. Ребенку нужно уметь смотреть на педагога, когда нужно и уметь удерживать внимание на действиях собеседников. Во время работы быть сосредоточенным на задании.
  2. Понимать речь, это значит понимать инструкции, обращенные к группе людей, частью которой является ребенок, а также понимать персональные инструкции, относящиеся непосредственно к самому ребенку, и понимание инструкций с условиями (например: «Ребята, у кого белая рубашка, подойдите к педагогу»).
  3. Следовать групповым инструкциям и инструкциям с условиями, персональным инструкциям.
  4. Повторять действия за другими – навык, который необходим для обучения через наблюдения.
  5. Отзываться на имя.
  6. Четко говорить, чтобы другие члены группы могли понять ребенка.
  7. Соблюдать правила, следовать установленным нормам общения и взаимодействия.
  8. Уметь терпеливо ждать своей очереди, либо момента, когда другие дети закончат выполнять свою часть задания.
  9. Сдерживать стереотипное поведение и аутостимуляции.
  10. Не отвлекать других детей.

Обладая перечисленными навыками, можно предположить, что ребенок сможет обучаться в группе, и, следовательно, у него появится возможность получить опыт общения и взаимодействия с другими ребятами, научится сотрудничать с ними, обучится чему-то новому.

Без сформированных навыков групповой работы педагог, организующий процесс групповой работы, не может ввести ребенка в группу, так как его присутствие в ней не принесет пользу самому ребенку: нахождение ребенка в группе будет для него фрустрирующим фактором и будет мешать совместному взаимодействию других детей.

Прежде чем вводить ребенка в групповую работу, его нужно обучить необходимым навыкам. В условиях коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями эта последовательность такова: сначала на индивидуальных педагогических занятиях ребенка учат говорить, понимать речь, контролировать поведение, следовать инструкциям, ждать, удерживать внимание на собеседнике. И только после начинают обобщать навыки, полученные в индивидуальной работе в малых группах, где количество ребят варьируется от 2 до 9 человек, в зависимости от способностей ребенка. В группу подбираются дети, которые могут быть ресурсными для него. После можно формировать группу детей более 9 человек, формируя ее по общим признакам, и подключать к процессу взаимодействия ребенка.

Для родителей важно помнить, что перед тем, как ввести ребенка в группу, нужно научить ребенка навыкам групповой работы в индивидуальной работе и только после этого переносить опыт в другие условия. В дошкольном возрасте можно пробовать посещать группу кратковременного пребывания, курсы по подготовке к школе, занятия в частных коррекционно-развивающих центрах, организовать занятия дома с привлечением других детей, например, знакомых и родственников. Так, у ребенка появиться возможность обучаться в группе и групповые занятия для него станут полезными.

Навыки групповой работы — это важные умения, позволяющие социализировать ребенка в обществе. Обладая этими навыками, ребенок может обучаться чему-то новому, находить друзей, учиться общению.

 

Коновалова Анна Валерьевна, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)