Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Что такое нравственно-патриотическое воспитание? Это формирование у детей таких ценностей, как любовь и уважение к близким, Родине, природе, истории отечества, его культуре и традициям, соблюдение социальных норм и правил, понимание добра и зла, плохого и хорошего и многое другое, что составляет базовую основу поступков, поведения, ценностных ориентиров детей на протяжении всей жизни

Можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание — это воспитание человеческого в человеке.

Ребенка нужно как можно раньше приучать к тому, чтобы он любил природу, подвиги, добропорядочные отношения людей, верность в дружбе, любви и, конечно, настоящее искусство.

Огромная часть этого искусства – это великая русская литература. Одним из эффективных и доступных средств нравственно-патриотического воспитания в семье с детьми с особенностями в развитии является чтение. Очень важно приучать ребенка читать литературу. Однако чтение художественной литературы с детьми, которые имеют особые образовательные потребности, необходимо организовать правильно. Вот несколько правил, которые важно учитывать:

  • Читать неторопливо, но не монотонно.
  • Давать ребёнку возможность говорить о своих ощущениях. Например, спросить ребенка мнения о герое и его поступке, в интересный момент чтения посмотреть на ребенка и сказать с соответствующей эмоцией: «Вот это герои молодцы, правда?».
  • Читать выразительно. Менять интонацию (весело, грустно, грозно, смешно и т.д.), громкость голоса (тише или громче), скорость чтения в зависимости от содержания текста.
  • Сокращать текст и упрощать сложные слова. Если ребенок теряет внимание и интерес от длинных произведений или сложные, устаревшие слова ему непонятны, можно не читать всё до конца, а лучше коротко пересказать окончание, а сложные слова заменить на понятные ребенку.
  • Завести ритуал вечернего чтения. Особенно интересно для детей чтение с продолжением – делить одно произведение на несколько дней или читать произведения, состоящее из нескольких серий, глав. Например, можно сказать ребенку: «Сегодня прочитаем первую серию волшебной сказки».
  • Обсуждать и пересказывать содержание книг, чтобы ребёнок понимал и запоминал текст. 
  • При чтении увлекательных отрывков из книг, предлагать ребёнку подумать, что же будет дальше.
  • Слушать аудиокниги. Их озвучивают профессиональные актеры, которые знают приемы привлечения внимания детей при чтении произведения.

Повысить интерес ребенка к чтению художественной литературы поможет создание в доме специального место для чтения, где будет располагаться семейная библиотека, куда можно поставить вместе с ребенком книги, которые ему интересны. 

Детская литература воспитывает в ребенке очень важные чувства и понятия. Например, всем известное произведение К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», где маленький комарик, может победить «зло» – паука в данном случае, проявив храбрость. Эти очень важные вещи сообщают ребенку о русской традиции – добро всегда побеждает зло.

Все произведения Корнея Ивановича Чуковского учат доброте, состраданию, смелости, учат преодолевать свой страх и приходить на помощь, как это делают его «герои» – доктор «Айболит», «Бармалей» и т.д.

Здесь собраны его произведения: https://rustih.ru/skazki-v-stixax/skazki-chukovskogo/?ysclid=m3x5zlrz6l560709818

Все дети любят сказки и слушать, и читать. Они учат различать добро и зло, справедливость или не справедливость и т.д., учат детей сопереживать героям сказок, размышлять и aнализировaть их поступки. Вспомним сказку «Аленький цветочек», она учит тому, что несмотря на внешность, человек может быть красив душой. Таким предстал в сказке чудище.

В мире очень много хороших детских сказок и познавательных, поучительных рассказов. Но есть самые любимые, которые перечитываются уже много поколений. Например: «Цветик-семицветик», «Надежный человек», «Старый дед и внучек» и т.д.:

Здесь представлен список книг-друзей для детей в их определенный возрастной период: https://whatisgood.ru/smi/books/knigi-druzya-spisok-detskoj-literatury-po-vozrastam/.

Нужно сказать, что вся детская литерaтура, пронизана нашей национальной культурной этикой. Очень важно приучать детей к литературе, читая не только сказки, но и стихи, былины, рассказы о природе, о Родине, о подвигaх наших бaбушек и дедушек, их героических поступках.

Чтение, будь то сказка или рассказ о природе, или же стихи, былины, несомненно, выполняет воспитательную функцию. Так как литература – это вид искусствa, она выполняет эстетическую функцию, то есть несёт крaсоту через слово, создаёт образы, воспитывaет эмоционaльный интеллект.

После прочтения ребёнком какого-либо произведения нужно стремиться, чтобы он сам рассказал о прочитанном, высказал своё мнение. Ведь задaчa родителей - привлечь внимaние ребёнка к основному, главному и сделать прaвильные выводы.

На сегодняшний день есть много мультфильмов отснятые по книгам (сказкам, рассказам) и для того, чтобы закрепить или лучше донести мысль до детей, можно посмотреть ещё и мультфильм. 

Еще одна важная роль совместного чтения с детьми художественной литературы – объединение между собой всех членов семьи.

 

Крюкова Марина Викторовна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)