Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Общение – одна из главных человеческих потребностей. С помощью общения человек устанавливает контакты с другими людьми, обменивается с ними информацией, перерабатывает ее, приобретает жизненный опыт, развивается как личность

Исследование речи и психических процессов детей показали, что общение является основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи.  С развитием речи развиваются восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение (Л. С. Выгодский, А. Л. Леонтьев, А. Р. Лурия).

От рождения ребёнок не обладает умением общаться. Хотя знакомство с голосами близких у малыша происходит еще в утробе матери, что позволяет ему уже на первой неделе выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте, тембру, громкости.

В младенческом возрасте родителю сложно оценить речевое развитие ребенка, оно протекает в скрытой форме. Конечно, в этот период времени младенец в основном спит, поэтому очень важно в короткие промежутки бодрствования, наклоняясь к ребенку улыбаться ему, разговаривать с ним, устанавливать зрительный контакт с малышом.

Важно отметить, как реагирует ребенок на яркие и звучащие игрушки, останавливает ли взгляд на вашем лице (обычно на верхней его части), пытается ли он прислушиваться к речи близких людей. Такие реакции психологи считают первыми признаками зарождающегося общения. Именно в этот период жизни ребенка у младенца формируется потребность в общении с взрослыми и детьми, готовя фундамент для развития речи.

В кругу родных малыш знакомится с окружающим его миром, усваивает первые знания и умения, учится общаться с другими людьми, опираясь на пример своих близких.

Наиболее благоприятным (сензитивным) периодом развития ребенка является ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет), после этого срока что-то изменить будет сложнее.

Что должно насторожить молодых родителей

Примечание: внимательно стоит отнестись к речевой задержке в 2 года, особенно если в анамнезе есть следующие факторы:

  • родовая травма;
  • асфиксия/гипоксия в родах;
  • грипп и другие инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве;
  • черепно-мозговая травма у ребёнка;
  • несовпадение с матерью по резус-фактору;
  • социальная депривация (ребёнку уделялось мало внимания, имеется дефицит общения);
  • гиперопека со стороны взрослых.

В этом случае необходимо обратиться за помощью к специалистам – невропатологу, психоневрологу, дефектологу и др.

У детей с нарушениями в развитии так же, как и у здоровых малышей, возникает желание общаться с родителями, взрослыми и сверстниками, но позднее. Это происходит в силу наличия различных физиологических, языковых и других барьеров, которые затрудняют процесс общения, являющийся неотъемлемым компонентом социального взаимодействия.  Многие родители изолируются от окружения, ограничивают общение с друзьями и знакомыми, когда узнают, что у них особый ребенок. Сложность налаживания контакта с ребенком часто возникает и у ближайших родственников, например из-за страха сделать что-то не так.  Искусственно ограничивая опыт общения малыша, взрослые создают проблемы для дальнейшей социализации ребенка в обществе. Родители должны помнить, что просто устная речь, когда малыш сам себе что-то наговаривает – это еще не общение. Общение включает в себя: восприятие и понимание речи окружающих; адекватную реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение (мимику, жесты, движения); умение соблюдать очерёдность в диалоге и так далее.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья определяются не только сверстниками и взрослыми, которые их окружают, но и наличием дефекта. У многих детей наблюдается низкий уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, недостаточно сформированы пространственные представления, имеются нарушения речевых функций, игровой деятельности. В данном случае общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Учитывая особенности диагноза ребенка, следует выстраивать общение с ним по определенным правилам. Ниже представлены некоторые из них.

Общение с детьми с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общение со слепым или слабовидящим ребенком

Полноценное общение в условиях отсутствия у ребенка зрения возможно, но оно во многом зависит от того, насколько родители смогли научить его независимому образу жизни.

Общение с глухим или слабослышащим ребенком

Нарушение слуха – это не приговор. При соблюдении определенных условий дети становятся полноценными членами общества.

Общение с ребенком с синдромом Дауна

Дети с синдромом Дауна (у ребенка есть особенность, которая связана с генетикой) в основном общительные и ласковые, поэтому их еще называют «солнечные дети».

Общение с ребенком с расстройством аутистического спектра

Дети с расстройством аутического спектра испытывают трудности в общении не только с чужими людьми, но и самыми близкими, в том числе и родителям.

Таким образом, основная роль по установлению контактов между ребенком, сверстниками и взрослыми принадлежит родителям. Ведь создавая пространство доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и соблюдая некоторые рекомендации по правилам общения с ними, взрослые помогают обрести ребенку верных друзей, раскрыть свои таланты, стать интересным собеседником, адаптироваться в социуме.

Логинова Светлана Владимировна, учитель-логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)