Грамотная речь ребенка характеризуется несколькими показателями, одним из них является умение правильно использовать предлоги. Предлог, как часть речи, обозначает положение человека, предмета или явления в пространстве относительно друг друга |
При нормальном речевом развитии предлоги формируются с 2,5-3 лет. К школе в речи ребенка должно быть около 21 предлога. Однако логопеды отмечают увеличение количества детей с познавательно-речевыми нарушениями, у которых с трудом формируются предложно-падежные конструкции.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов (НА вместо НАД);
- замена одной предложно-падежной конструкции другой («Дерево растет на реки»);
- неправильное употребление падежного окончания существительного («Собака бежит к девочка»);
- неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания («Кот ест у миска.»).
В дошкольном возрасте работу начинают с простых предлогов, затем переходят к сложным предлогам.
Предлоги |
|
простые |
сложные |
в, на, под, над, из, около, к, от, перед, за (со значением местоположения) и т.д. |
из-за, из-под, предлоги из списка простых в других значениях, указывающие на время, (причину, цель, на образ действия и др.) |
Для эффективного изучения предлогов у ребенка должны быть сформированы определенные умения и навыки:
- ориентироваться на собственном теле;
- понимать начальные пространственные отношения: «вверху», «внизу», «впереди», «сзади», «далеко», «близко».
- слышать и понимать предлоги, как отношения между предметами;
- уметь изменять окончания слов: «дом – нет дома», «собака – дать собаке», «кот – вижу кота», «подарок – доволен подарком», «мама – думаю о маме»;
- выделять предлог из речевого потока;
Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), постепенно объясняя ребёнку, что обозначает тот или иной предлог. Например, взрослый, выполняя определенные действия с игрушкой, говорит: «Я сажу мишку на стул, (на стол, на диван и т.д.)». Замечательно, если есть возможность поиграть всей семьей в «Прятки», а зимой в игру «Снег кружится».
Подвижная игра «Снег кружится»
Выберите ведущего (можно по очереди), который будет произносить текст и задавать вопросы:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица. (Все кружатся).
Собрались мы все в кружок
Закружились, как снежок. (Встают в хоровод).
Подул холодный ветерок, (В-В-В-В)
Разбил снежинок хоровод. (Расходятся)
Спать легли снежинки, белые пушинки.
(Все рассаживаются по разным местам (на стул, на диван, на табурет, на пол и т.д.), а ведущий подходит к каждому и задает вопрос: «Где спишь?». Участники отвечают. Ребенку помогает отвечать взрослый, выделяя голосом предлог.).
Игры дома с пользой
Приучая ребенка к самообслуживанию, можно превратить уборку в шкафу в игру. Расскажите ребенку сказку про вещи. Одни вещи живут на полках, другие на вешалках, как и полагается парадной одежде. На полки можно добавить коробки (комнаты), в которых вещи живут по категориям (нижнее белье, футболки, штаны, носки). Можно сделать коробки разного цвета или наклеить на них любимых героев. В процессе раскладывания вещей по «комнатам» не забывайте проговаривать предложения с предлогом В: «Футболка живет в зеленой (красной, белой и т.д.) комнате». Идеального порядка может и не выйдет, но в ходе игры произойдет закрепление цветов, расширение пассивного/активного словаря, отработка понимания предлога В.
Рекомендуется формировать пространственные отношения поочередно: только убеждаясь в понимании и использовании одного предлога, переходить к изучению другого, потом проводить дифференциацию.
Упражнение на дифференциацию предлогов НА и В с помощью блоков Дьенеша
Возьмите две одинаковые коробки и поставьте их на стол (на пол), в одну положите блоки красного цвета тонкие, а на крышку другой коробки блоки красного цвета толстые (конечно лучше иметь два набора). По просьбе взрослого ребенок подает тот блок, который просит взрослый: «Возьми маленький круг, который лежит в коробке»; «Возьми маленький круг, который лежит на коробке» и т.д. Конечно, можно использовать и парные игрушки, предметы, которые имеются у в наличии.
Самыми первыми предлогами, которые стоит вводить в речь, являются предлоги НА и В, а затем остальные согласно последовательности усвоения предлогов в онтогенезе речи.
Последовательность усвоение предлогов по А.Н. Гвоздеву.
В – нахождение предмета внутри чего-то (в шкафу);
НА – это означает нахождение предмета на поверхности чего-то (на стуле);
ПОД – нахождение предмета внизу под чем-то (под столом);
НАД – нахождение предмета вверху над чем-то, как бы в воздухе (над столом);
ИЗ – движение предмета из границ чего-либо (из комода);
ОКОЛО – нахождение предмета рядом с чем-то (около холодильника);
ЗА – нахождение предмета позади чего-то (за дверью);
У – нахождение предмета рядом с чем-либо (у телевизора).
С – движение предмета вниз (скатился со стола и упал);
ПОСЛЕ - нахождение предмета позади чего-то или кого-то (мама после папы);
ПЕРЕД – нахождение предмета впереди другого (перед кроватью);
МЕЖДУ – нахождение предмета в середине, справа и слева другие предметы (кукла между роботом и мишкой);
ПО – движение одного предмета по поверхности другого («Я иду по дороге»);
К – движение одного предмета к другому предмету («Собака бежит к мальчику»);
ОТ – предмет удаляется от чего-то («Поезд отошел от станции»).
При объяснении ребенку значений предлогов можно опираться на наглядность – схемы, которые впоследствии помогут ему ориентироваться на плоскости (рисунках).
Для того чтобы предлог, появился в речи ребенка необходимо создавать игровые ситуации, в которых он сможет повторить один предлог около 60 раз. Например: положить руку на живот (голову, плечо) ребенка и спросить: «Где рука?» – «На животе (голове, плече)». Положить банан на тарелку и спросить: «Где банан?» и т.д. При этом использовать знакомые ребенку предметы, которые он может потрогать и самостоятельно использовать. Скорость запоминания у всех детей разная, но лучше ориентироваться на большее количество проб. Как это сделать? Например, наряжая новогоднюю елку.
«Скучно елочке стоять, будем елку наряжать»
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
С. Маршак.
Украшая елку всей семьей, проговаривайте вместе с ребенком фразы с предлогом НА, задавайте вопросы, помогайте малышу отвечать на них. С елочкой можно обыграть и другие предлоги: ПОД, ЗА, ПЕРЕД, ВОКРУГ и т.д. в зависимости от того с каким предлогом вы работаете.
Помните! Совместная деятельность на высоком эмоциональном подъеме ребенка, ненавязчиво, в игровой форме позволит ему легче и быстрее усвоить пространственные отношения.
Когда у ребенка закрепляется понимание предлогов в пространстве (в теле), можно переходить к плоскости (игрушкам). На сегодняшний день в интернет-магазинах есть возможность выбрать игры на любой вкус. Вот некоторые из них:
Пространственное мышление «Пингвины и стульчики» Логопедический набор «Учим предлоги».
Развивающий набор Развивающая игра – лото «Что где находится?»
«Учим предлоги»
Важно стимулировать ребенка проговаривать, комментировать свои действия во время игры.
В пять-семь лет следует продолжать работу с предлогами, выбирая упражнения, которые научат ребенка выделять предлог, как слово в потоке речи, составлять предложения и короткие рассказы с ними. Только при таких условиях будущий школьник научиться без ошибок, употреблять предлоги, как в устной, так и в письменной речи.
Логинова Светлана Владимировна, учитель-логопед
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»