«В душе каждого ребенка есть невидимые струны, и, если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский |
В последнее время замечается тенденция к росту количества детей со сложными нарушениями развития, заключающееся в сочетании сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений.
Выделяются несколько групп детей с комплексными нарушениями:
- дети с сочетанными сенсорными расстройствами;
- дети с сочетанием сенсорных и двигательных нарушений;
- дети с сочетанием сенсорных и интеллектуальных нарушений;
- дети с сочетанием сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений.
Знания педагога и учет принципов обучения, которые опираются на важнейшие методологические подходы к развитию психики в норме и патологии, позволят определить основные направления коррекционного воздействия и спрогнозировать результат социализации и адаптации «особенного» ребенка.
Важным моментом является характер взаимодействия педагога с детьми с трудностями в обучении и воспитании. Во внимание должны быть приняты:
- потребности и особенности возраста,
- специфичность психического развития,
- структура нарушения,
- индивидуальные особенности,
- актуальный и потенциальный уровни развития ребенка.
Психическое развитие ребенка со сложными нарушениями в значительной степени зависит от условий, в которых он находится и которые организует педагог. Позиция педагога должна быть очень ясной и ответственной, так как с ее учетом формируется эмоциональное благополучие ребенка, познавательная активность, коммуникативные умения. От педагогов требуется умение стимулировать инициативность ребенка, обеспечить сотрудничество.
Высокую эффективность показывает работа с детьми со сложными нарушениями в развитии, выстроенная на основе личностно-ориентированного подхода. Также важно соблюдать систематичность, поэтапность усложнения обучающего, развивающего материала и постепенность снижения помощи взрослого с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей является их социализация, которая основывается на следующих принципах:
Принцип индивидуализации
Организовывать учебный и воспитательный процесс важно с учетом индивидуальных различий каждого ребенка для адекватных возможностей их развития.
Принцип вариативности и структурированности образовательной концепции
Важно организовать специальную помощь детям на основе разработки индивидуальной программы реабилитации. Сроки и уровни освоения социально значимых навыков воспитанниками должны быть определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного ребенка.
Принцип социальной мотивации
Обучение и воспитание должно выстраиваться так, чтобы у «особого» ребенка возникала внутренняя потребность и желание овладеть социально важными умениями и навыками: в быту, в поддержании социальных контактов; правильном поведении в общественных местах; в развитии речи; познавательных умений; овладении профессионально-трудовых навыков.
Принцип единства обучения и воспитания
Обучение и воспитание должны быть объединены для оказания помощи в развитии ребенка и в реализации его потенциала в естественных жизненных ситуациях.
Принцип деятельностного подхода
Ребенок усваивает знания не в готовом виде, а добывает их сам (желание узнать, открыть, научиться) в процессе специально организованных занятий.
Принцип дифференцированного подхода
Этот принцип обозначает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях обучения. Предполагает различные виды заданий для повышения качества обучения и развития детей.
Принцип коммуникативной направленности
Огромное место в работе должно уделяться развитию навыков общения. Развитие коммуникационных способностей способствует развитию личности особого ребенка. Коммуникация — это важнейший путь формирования мышления, сознания, психики.
В итоге, ребенок с ОВЗ овладевает важными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему социального уровня развития, осваивает необходимые формы поведения.
Важными компонентами коррекционной работы с детьми с комплексными нарушениями развития являются:
- Диагностика нарушений развития в раннем возрасте и включение ребенка в систему реабилитационной помощи сразу же после выявления первичных нарушений.
- Оказание комплексной коррекционной помощи специалистами социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
- Расширение коррекционно-образовательного и реабилитационного пространства за пределы учреждения: оказание помощи в домашних условиях.
- Планирование содержания программы обучения и воспитания детей и подростков с комплексными нарушениями проводить с учетом уровня реабилитационного потенциала каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, структуры нарушения и степени потребности в посторонней помощи, а не только возраста ребенка.
- Использование в педагогической работе разных форм организации процесса реабилитации детей.
- Активное участие членов семьи в коррекционно-образовательный процессе с использованием вариативных форм работы.
Успешность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения, непосредственно зависит от слаженных взаимодействий родителей и педагогов. Немаловажная роль в этом процессе принадлежит семье. Благополучная атмосфера внутри семьи влияет на положительное эмоциональное отношение ребенка к сложному и трудному для него процессу воспитания и обучения. Роль близких велика: будущее такого ребенка во многом зависит от умелого, чуткого подхода внутри семьи.
Ребенок со сложными нарушениями развития должен быть включен в целостную систему воспитания и обучения. Для особых детей должен учитываться набор всех видов деятельности в соответствии с разделами программы, а в коррекционной работе должны быть расставлены приоритеты в зависимости от характера и выраженности нарушений. Это относится прежде всего к развитию коммуникационной сферы детей со сложными нарушениями, воспитанию навыков самообслуживания, формированию познавательной и творческой активности детей.
Голосенюк Галина Александровна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»ф