В Региональном ресурсном центре педагоги отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями обменялись опытом по теме "Организация трудовой деятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями". Основным докладчиком выступила Елена Михайловна Лободюк, реализующая с 2016 года авторскую программу «Труд и терпение превращаются в умение».
В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями трудовое воспитание занимает почётное место. Трудовое воспитание - это подготовка ребенка к самостоятельной жизни, к участию в общественно-полезной деятельности, формирование активной целеустремленной личности.
Очень важно вовремя начать трудовое воспитание ребенка, как без проблем в здоровье, так и ребенка с ограниченными возможностями. Уже в период дошкольного и младшего школьный возраста необходимо научить ребенка трудиться.
Это не секрет, что очень часто мы сталкиваемся с проблемой отсутствия у детей элементарных навыков самообслуживания.
Многие родители не уделяют должного внимания трудовому воспитанию своих детей, для них на первом месте интеллектуальное развитие ребенка – и это не правильно. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, себя обслуживают, должны вместе с ними разбирать, что сделано правильно, а что не правильно и по какой причине. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом, сумеют в следующий раз сделать работу лучше.
Педагоги отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями реабилитационного центра «Ласточка» поставили перед собой задачу – научить детей трудиться.
Многие дети нашей группы проявляют живой интерес к любым видам трудовой деятельности, за любое поручение берутся с охотой. В большинстве доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща.
В нашем центре дети регулярно получают трудовые навыки, а именно: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, навыки домоводства.
При обучении самообслуживанию, приучаем детей бережно относиться к вещам: ухаживать за одеждой, чистить обувь, аккуратно убирать вещи по местам.
Основное внимание уделяется ручному труду. Этот вид труда развивает моторику, конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих и технических способностей.
Большое внимание уделяется мероприятиям по домоводству: печем блины, пироги, готовим винегрет, различные овощные салаты, устраиваем чаепития.
И, конечно, нельзя не сказать о труде в природе. Труд в природе создает благоприятные условия для физического, творческого и сенсорного развития, приучает детей к уходу за растениями.
Основная задача программы «Труд и терпение превращается в умение это воспитание трудолюбия, постоянно объясняем детям значение ухода для растений. Дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями, поливать по мере необходимости, опрыскивать, протирать листочки, рыхлить землю.
На занятиях с детьми высаживаем лук в грунт, сажаем в ячейки с водой и наблюдаем за процессом роста. Потом выращенный лук с удовольствием используем в пищу для профилактики от простуды и гриппа.
Работая по программным занятиям, дети научились готовить почву для посадки семян однолетних цветов, ухаживать за рассадой. При посадке цветов в цветнике учитывали высоту растений, высаженных на клумбах, чтобы при поливе не обламывались стебли цветов. Для детей-инвалидов подготовлена картотека трудовых поручений, картотека дидактических игр по труду, картотеку пословиц о труде, стихи и загадки о труде.
Если ребенок получает от труда положительные эмоции: удовольствие, радость, гордость за проделанную работу – то временем у него сформируется отношение к труду, как к чему-то полезному, светлому, приятному и радостному.
Давайте научим наших детей радоваться труду, а мы будем радоваться тому, что они растут не только умными, но и воспитанными и трудолюбивыми.
Родителям предлагаем ознакомиться с буклетом о трудовом воспитании: