Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Когда речь заходит о готовности к школьному обучению, то традиционно всплывает образ некоего «усредненного» ребенка, лишенного не только индивидуальности, но и половой принадлежности

Однако, в реальной практике такое уникальное явление встречается крайне редко. Чаще всего, у ребенка какие-то качества, значимые для обучения в школе, сформированы лучше, какие-то хуже, что во многом как раз и определяется тем, кто же ребенок – мальчик или девочка. Иными словами, мальчики и девочки 6 – 7 лет готовы к обучению в школе весьма неодинаково, поэтому и проблемы обучения в школе у них во многом разные.

Установленные различия заключаются в несколько лучшей как интеллектуальной, так и эмоционально-личностной готовности девочек, в силу чего они, оказавшись в начальной школе, имеют ряд преимуществ. Так, средний балл успешности мальчиков по основным школьным предметам составляет 3,9 б., а у девочек – 4,6 б. (по 5- б. шкале), а утомление к концу 1 класса у мальчиков в среднем в 6 раз выше, чем у девочек.

Эта информация позволит родителям и педагогам своевременно обратить внимание на развитие у ребенка тех или иных психологических характеристик, определяющих будущую школьную успешность вашего ребенка.

  1. Интеллектуальное развитие.

Успешность мальчиков определяется развитием их интеллекта, т.е. чем лучше у мальчика развиты все стороны интеллекта, тем лучше он будет учиться в школе.

А вот у девочек такой взаимосвязи нет. Если предлагаемые задания девочке нравятся, вызывают интерес и положительное эмоциональное отношение, то девочка использует все свои речевые возможности для получения высокой оценки, а если не нравятся, то данные возможности практически не используются. Можно сказать, что успешность девочек в школе во многом зависит от их эмоционального отношения к учебному процессу и к учителю.

  1. Развитие высших психических функций.

Так, у мальчиков успеваемость больше зависит от развития слухоречевой памяти, а у девочек – от развития произвольного внимания и поведения.

  1. Личностные психологические качества ребенка.

Большое значение для школьной успешности имеет личностная тревожность. Лучше всего в начальной школе учатся мальчики со средней и высокой личной тревожностью. А вот у девочек наблюдается противоположная картина: самые высокие оценки получают девочки со средней и низкой тревожностью. Высокая же тревожность приводит к формированию боязни школы и неуспешности.

Объясняются такие различия тем, что высокая тревожность по-разному влияет на мотивацию учения у мальчиков и девочек. Мальчика такая ситуация заставляет серьезно озаботиться получаемыми оценками и собственным соответствием статусу школьника. Подобные заботы позитивно сказываются на качестве учебы мальчика. У девочек высокая тревожность не вызывает серьезных волнений по поводу оценок, а вызывает серьезные проблемы с межличностными отношениями с окружающими, которые и влияют на успеваемость в школе.

На успеваемость в школе влияет и еще одна личностная характеристика ребенка – агрессивность. Высокий уровень агрессивности приводит к значительному снижению успешности прежде всего у девочек. У мальчиков снижение успеваемости наблюдается только в том случае, если его агрессивность выходит за рамки допустимого. Однако, отсутствие агрессивности в личности ребенка также приводит к снижению успешности, что может указывать на снижение энергетических ресурсов организма этих детей.

 

Педагог-психолог КГАУСО «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» Е.С. Номоконова

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)