![]() |
Лечебный нагрузочный костюм «Адели» — это эффективное современное средство реабилитации для детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Под такой термин, как ДЦП, объединяется совокупность заболеваний, каждое из которых сопровождается нарушениями позы и движений в следствии повреждения мозга на первых этапах онтогенеза |
Из истории создания костюма: Костюм ADELI изначально разработан для советской космической программы в конце 1960-х годов и впервые испытан в 1971 году. Его целью было помочь космонавтам в космосе противостоять воздействию длительной невесомости на организм.
Костюм «Адели» состоит из жилета, шорт, наколенников, обуви и иногда шлема. Его очень часто называют «динамическим тренажером». Основной смысл работы костюма — это активное воздействие с помощью эластичных лент, которые крепятся к специальным крючкам и создают сопротивление определенным группам мышц, заставляя их работать с нагрузкой. В результате происходит нагрузка на поражённые двигательные центры головного мозга и, как следствие, идет восстановление нарушенных двигательных функций, разрушение сложившихся патологических стереотипов движения и их замена рефлекторными связями, которые были приведены в норму.
Итак, какие же цели достигаются на занятиях ЛФК с использованием в костюме «Адели»?
- корректируется поза и положение частей тела с сохранением двигательной активности,
- идет общая физическая тренировка,
- происходит равномерное распределение нагрузки на опорно-двигательный аппарат,
- имитируется мышечный каркас для устойчивой вертикальной позы,
- корректируется мышечный тонус,
- улучшается равновесие.
В большинстве случаев приобретённые результаты сохраняются и после прекращения занятий в костюме.
Кроме нагрузки на мышцы и стабилизацию корпуса, идет улучшение сенсорного развития ребенка – он узнает больше информации о положении своего тела и движениях, которые он выполняет.
Однако, использование костюма имеет и противопоказания. К ним относятся:
- Грубые деформации позвоночника;
- Вывих тазобедренного сустава;
- Острый период эпилепсии;
- Деструктивные заболевания позвоночника;
- Выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психоэмоциональной сферы.
Очень важно знать, что результативность костюма зависит от того, насколько правильно он надет: схема натяжения в костюме «Адели», которую использует инструктор ЛФК, это важная составляющая в данной методике. Она позволяет поддерживать мышцы-стабилизаторы в нужном балансе и дает точную нагрузку на прорабатываемые группы мышц. Под руководством специалиста проводятся занятия ребенка на фитболе, батуте, различных тренажерах. При этом костюм не должен стеснять движения ребенка. Как же понять, правильно ли надет костюм?
- Ребенок не испытывает дискомфорта.
- Улучшается статика: ребенок стоит ровнее и увереннее.
- При правильном натяжении амортизаторов положение стопы приближается к норме.
Существуют правила, которые можно применить, чтобы проверить правильно ли распределена нагрузка:
- Надев костюм, поставить ребенка вертикально и просунуть указательные пальцы под плечики костюма. Если они проходят без труда, значит вертикальная нагрузка выбрана верно, а если без труда проходят два пальца, то можно немного подтянуть.
- Насколько правильно присоединены эластичные тяги от колена к стопе проверяют так: укладывают ребенка на спину, поднимают ногу, согнув ее как при упражнении «велосипед», стопа при этом должна находиться под прямым углом по отношению к голени, не выворачиваться кнаружи или вовнутрь. Если угол меньше, тяги нужно подтянуть, если развернута кнаружи – подтягивать с внутренней стороны, если вовнутрь – с наружной.
Важно помнить, что костюм «Адели» – это эффективный тренажер, усиливающий нагрузку на выбранные инструктором ЛФК мышцы. Но результативность занятий будет еще выше, если его применять в комплексе с другими методами двигательной коррекции.
Использование методик по двигательной коррекции и костюма «Адели» позволяет в течении реабилитационного курса в значительной степени снизить выраженность патологических рефлексов и ускорить выработку нового, более близкого к норме, комплекса движений у ребенка с ДЦП. В свою очередь, улучшение в двигательной сфере оказывает мощное влияние на формирование речи, психики, интеллекта, зрительной, слуховой, тактильной систем детского организма.
Акулова Татьяна Юрьевна,
инструктор по физической культуре и спорту
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»