Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Внимание – это умение человека сосредотачивать и направлять свою психическую деятельность на чем-либо определенном: это может быть игра, учебное занятие, разговор с другими людьми, мультфильм или же внутреннее состояние. Процесс внимания встроен во все сферы жизни человека и особенно тесно связан с деятельностью, направленной на приобретение новых знаний об окружающем мире

Развиваться данная способность начинает с рождения. Возникающие вокруг новорожденного новые телесные ощущения холода или приятные теплые успокаивающие прикосновения мамы, яркие вспышки света, или громкие звуки непроизвольно привлекают к себе внимание ребенка не зависимо от его усилий, тем самым развивая функцию восприятия. Со временем появившиеся зачатки зрительного, слухового и тактильного восприятия, позволяют ребенку увлеченно следить за яркими и новыми для него предметами, обращать внимание на необычные для него звуки, смотреть за своими частями тела и действиями других. Так, постепенно, проявляя интерес к новому, малыш непроизвольно учится сознательно удерживать свой фокус внимания на этом, он учится наблюдать.

Наблюдение позволяет маленьким детям узнать много нового об окружающем мире и прежде всего о людях и предметах, они замечают закономерности в действиях взрослых и в свойствах объектов вокруг них.

Далеко не все стимулы окружающей среды привлекают внимание и перерабатываются. Среди всей информации, воздействующей на организм, отбирается только та, которая связана с потребностями и интересами индивида. Именно от этого и зависит внимание, а также от степени новизны объекта. Чаще всего окружающие действуют и двигаются определенным образом, и наблюдательные малыши достаточно быстро это замечают, а потому бывают удивлены и заинтригованы необычным поворотом событий. На самом деле, все неожиданное и необычное привлекает их внимание в значительно большей степени, чем привычная рутина.

Есть многое, что дети не умеют делать, пока они маленькие, но одна вещь им удается очень хорошо – обращать внимание на то, что происходит вокруг, и учиться, опираясь на то, что они видят. Хорошо, когда ребенок интересуется игрушками и манипулирует предметами, пытаясь их изучить, но без наблюдения за действиями других людей, которые покажут, как именно работает объект и что им можно делать, у маленького ребенка не будет возможности развить из этих манипуляций полноценную игровую деятельность. Дети не обучаются играть с игрушками самостоятельно, этот навык они получают путем наблюдения за взрослыми и попыток скопировать их действия.

Похожий процесс лежит в основе овладения речи и социальной коммуникации. Общаясь с членами семьи, ребенок старается копировать звуки и артикуляцию, пытаясь сделать так же, как делают мама и папа, тем самым получая опыт целенаправленного произнесения звуков, который в дальнейшем помогают ему формировать запрос-просьбу: в маленьком возрасте это может быть короткое слово или слог, который будет обозначать конкретный предмет. В более взрослом возрасте наблюдения за другими людьми поможет ребенку усвоить правила поведения в коллективе, социальные нормы, что будет способствовать его адаптации и успешности.

Таким образом, умение обращать внимание на других людей – навык, играющий важную роль в развитие речи, социальной коммуникации и игровой деятельности. Он открывает возможности обучения для ребенка через наблюдения в естественной среде. Наблюдать за людьми и слушать их — возможно, самые важные способы учиться для маленьких детей, потому что дети о многом узнают из общения с другими людьми. Для большинства младенцев и детей до двух лет наблюдение за окружающими — любимое занятие, к тому же чаще всего — самое приятное, поэтому их поведение наблюдать подкрепляется приятным для них процессом взаимодействия с другими. Развитие игровых и коммуникативных способностей для таких детей – это естественный процесс, сопутствующий их общению с близкими людьми, от которого они получают много положительных впечатлений.

А.В. Дударева, педагог-психолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)