Беспокойство родителей ребенка в раннем возрасте (2-3 года) может вызвать ряд причин:
у него нарушен сон и аппетит |
Для полноценного развития речи ребенка стоит помнить про развитие следующих ключевых аспектов:
- Мышц артикуляции
Для развития мышц артикуляционного аппарата в игровой форме дома возможно с ребенком провести «вкусную» артикуляционную гимнастику используя сушки, варенье, леденцы, вкусности, которые любит ребенок.
Предлагаем ребенку ряд упражнений:
- Упражнение «Бублик». Просим ребёнка «обнять» бублик губами и удерживать такую артикуляционную позу 5-10 секунд.
- Упражнение ««Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки. Просим малыша губами собрать их, представив себе, что он собирает рассыпанные бусинки. Можно усложнить и просить губами перенести «бусинки» с одной тарелки на другую.
- Упражнение «Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ, с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
Кроме артикуляционной гимнастики возможно делать дома элементы самомассажа, например, простой приём самомассажа:
- Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.
- Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами.
- Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой).
- Массаж горошинами — переворачивать во рту фасоль, горох рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.
- Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её. Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).
- Массаж через салфетку.
- Массаж грушей. Используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т.е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку №1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение — спринцовку сложить в четыре раза.
- Слуховое восприятие
Возможно развивать с использованием шумовых коробочек (различение звонкости звука), игр с музыкальными инструментами, или в повседневной жизни, гуляя на детской площадке или в парке, обращать внимание малыша на звуки природы, а так же на звуки, которые издают птицы и животные, которые живут в городе. Как ребенок научится различать эти звуки с опорой на зрительный ориентир, предложить ему определять звук с закрытыми глазками. Аналогично развивать восприятие на слух звуков дома.
- Моторика (мелкая, общая)
Лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, пальчиковые игры, подвижные игры на координацию движений, занятия лечебной физкультурой.
- Речевое дыхание
Надувать воздушный шар, дуть мыльные пузыри, перышки, блески, задувать свечи, петь.
Если родители хотят лучше разобраться в особенностях развития своего малыша, нужно обратиться к специалистам. Грамотно организованная ранняя коррекция помогает предупредить появление вторичных отклонений в развитии ребенка.
Анна Анатольевна Колесникова, учитель-логопед
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»