![]() |
О том, как правильно воспитывать ребенка, как вести себя родителям и с малышами, и с подростками, как сохранять самообладание и быть последовательным на нелегком пути родительства, существует огромное количество книг известных психологов и педагогов |
В основе большинства рекомендаций известных авторов лежит главная идея – использовать при взаимодействии с детьми позитивные приемы.
Существует правило семи законов позитивного родительства:
- Не оскорбляйте ребенка.
Психика у детей очень ранима и неустойчива. В воспитании и обучении полезно использовать ласковые слова, создавать атмосферу любви и принятия. Позитивное общение – залог хороших отношений с детьми.
Ребенок учится, наблюдая за взрослым, поэтому важно показывать уважительное отношение, соблюдая правила этикета.
- Воспитание без угроз и запугивания.
Устанавливать чёткие правила для ребенка, несомненно, важно, но при этом не стоит в угрожающей форме запугивать ребенка последствиями их несоблюдения, а также важно соблюдать эти правила и самим взрослым. Крики вредят психологическому здоровью, снижают самооценку, а также вызывают развитие стресса, тревоги. В перспективе это может привести к проблемам с социализацией, разрушению связи с родителями.
- Не поощряйте лень.
Излишняя опека над детьми приводит к тому, что они вырастают капризными и не уверенными в себе. Важно стимулировать ребенка к выполнению самых простых действий по самообслуживанию. И обязательно поощрять их инициативу. Воспитывать в малышах самостоятельность нужно с раннего возраста.
- Не ждите мгновенного послушания.
Важно дать ребенку время для выполнения любого задания. Дети не всегда могут сразу приступить к выполнению родительских просьб, таковы особенности созревания головного мозга. Для лучшего восприятия эффективнее работают не сухие инструкции, а доброжелательные просьбы. И ребёнок очень хорошо реагирует на эмоциональную интонацию голоса взрослого.
- Не уступайте капризам.
Нужно внимательно и разумно относиться к желаниям ребёнка. Не стоит идти на поводу у всех капризов лишь бы он не плакал. Иначе ребенок будет постоянно ждать, что за него все сделают и в будущем станет не самостоятельным.
- Не критикуйте каждый шаг.
Адекватная оценка поведения малыша, одобрение, формируют у него уверенность в себе и желание совершать хорошие поступки и не повторять плохих.
- Позволяйте ребёнку – быть ребёнком!
Ребёнок – это ребёнок, независимо от приемов его воспитания. Учитывайте индивидуальный подход, индивидуальные особенности ребёнка. Важно дарить тепло, отзывчивость, хорошее настроение, относиться к ребёнку с пониманием, добротой и любовью.
Как же на практике можно применить все эти законы? Для того, чтобы было более понятно и более наглядно, рекомендуем следующие книги, в которых рассматриваются определенные жизненные ситуации с детьми и правильные подходы родителей к их разрешению.

В книге «Позитивное воспитание. Как понять своего ребенка» психолог Ольга Маховская предлагает читателям включиться в позитивную программу развития, но не ребенка, а самого родителя! Как пробудить любопытство, как предупредить равнодушие – об этом фрагмент книги в библиотеке Ресурсного центра: https://clk.li/RotD или в онлайн доступе: https://www.litres.ru/book/olga-mahovskaya/pozitivnoe-vospitanie-kak-ponyat-svoego-rebenka-24395876/?lfrom_processed=290248264.

Следующая книга о позитивном родительстве – Книга известного автора Ричарда Темплара «Правила Родителей». Основной девиз автора – «Воспитание — это не тяжелый труд, а последовательный процесс взаимодействия родителей с детьми, от которого могут получать удовольствие обе стороны». Эту книгу вы можете прочесть в нашей библиотеке Ресурсного центра: https://clk.li/MVaS.


Еще одна книга из нашей библиотеки Ресурсного центра - Роберта Кавалло, Антонио Панарезе «Не программируйте ребенка: как наши слова влияют на судьбу детей». Заголовок этой книги говорит сам за себя. В общении с ребенком и в отношениях с ним все имеет значение: то, что вы говорите, и то, чего не говорите, то, что делаете сознательно, и то, что делаете неосознанно.
Читать книгу: https://clk.li/jsuO.
Связь с детьми непрерывна, у нее нет кнопки «выкл.»: единожды возникнув, она не прекращается никогда, принося страдания или радость.
Смирнова Юлия Викторовна, воспитатель
КГАУСО «Комплексный центр по работе
с семьей и детьми «Ласточка»
