Попробуйте представить поведение ребенка, если всё вокруг вызывало бы у него одни и те же эмоции. Или он вдруг наделял бы особой значимостью совершенно неподходящие для этого объекты. Представьте, что вместо того, чтобы сконцентрироваться на людях и событиях вокруг, его внимание было полностью поглощено посторонним шумом или соринкой на ковре. Такое поведение часто отмечают у детей с аутизмом |
И даже если ребенок сильно поглощён и впечатлён каким-то предметом, у него нет стремления разделить свои эмоции с мамой или папой, потому что нет в этом потребности. Родитель для ребенка с такой особенностью несёт лишь функциональную роль, являясь источником пищи, тепла, комфорта. И мы в нашей Службе видим какую душевную боль это доставляет родителям. Они с грустью в голосе говорят, что их ребенок не проявляет интереса к ним, не разделяет с ними свои эмоции. Ведь, как правило, ребёнок пресекает попытки мамы приласкать его, обнять, поцеловать, отстраняясь от неё.
Таким деткам свойственны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит предметы, от маленького волчка до крышки от кастрюли, кто-то строит ряды из машинок или просто наблюдает за льющейся водой из крана. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках. И когда маленький ребенок увлечен своей игрой, может быть очень непросто уговорить его прервать свое занятие, убедить попробовать что-то новое. А родительские действия, например, снять с качели, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок, вызывают бурную истерику, а порой и агрессию. Первая причина такой реакции – это отсутствие мотива у ребенка к тому, что предлагает взрослый, и здесь стандартная система поощрений/наказаний не работает. Вторая причина – он хочет продолжать своё занятие, которое приносит ему большое удовлетворение.
Мы часто слышим от мам: «Он совсем не хочет ходить со мной за руку, даже через дорогу переходить за руку отказывается». Это не удивительно, дети с расстройством аутистического спектра (РАС) часто лишены чувства опасности. Они не осознают опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, в связи с этим, могут выбегать на проезжую часть. Но при всем этом страхи у них тоже есть, они боятся звуков пылесоса, электродрели, их пугают шумные и людные места.
Распознавание лиц
Младенцы быстро учатся отличать лица и с рождения предпочитают человеческое лицо взамен другим визуальным стимулам. Ведь мозг человека с рождения настроен замечать других людей и реагировать на них. И уже в 3 месяца младенец способен проявлять совместное внимание при помощи взгляда, направляя его по очереди, например, то на игрушку, то на маму. В 4 месяца малыши могут различать положение лица в пространстве.
Человеку свойственно во время взаимодействия автоматически отслеживать реакции других людей и подстраивать под них своё поведение. Способность быстро менять поведение – ключевая функция определенной зоны коры головного мозга. И эти мозговые структуры, в некоторой степени, активируются у младенцев уже в первые месяцы от рождения. Зрительный контакт, взгляд, мимика, эмоционально окрашенный голос – всё это вызывает отклик в особой области мозга. И если в ней есть нарушения, человек перестает замечать потребности окружающих и склонен зацикливаться лишь на своих интересах и потребностях. К 6-7 месяцам младенец способен отличить одно выражение лица от другого и по-разному реагирует на знакомые и незнакомые лица. Нормальная реакция, если младенец плачет, когда незнакомый или малознакомый человек проявляет к нему внимание, например, хочет взять его на руки. К 8-9 месяцам мозг ребенка реагирует практически также, как мозг взрослого на обмен взглядами, на эмоции в голосе и совместное внимание также разделяет. Поэтому так важно уметь замечать у ребенка с раннего возраста эти моменты, учиться быть наблюдательной мамой.
К нам приходят родители с малышами, и на первичном приёме мы обращаем внимание: устанавливает ли ребенок зрительный контакт со взрослыми, выражает ли эмоции радости и удовольствия, использует ли указательный жест во время взаимодействия. Это лишь некоторые навыки, отсутствие которых являются причиной для беспокойства.
И в завершение, аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку. Это не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.
Детям с аутизмом необходима поддержка родителей и других взрослых, чтобы научиться жить в обществе, реализуя свои возможности, и справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в принятии их особенностей. Многим из них довольно сложно будет социализироваться без нашей поддержки. Поэтому важно, как можно раньше обратиться к специалистам, не теряя времени, оказывать необходимую помощь своему ребенку.
Служба ранней помощи
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»