Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Психологический портрет будущего первоклассника

Сегодня мы с Вами поговорим об актуальной на сегодняшний день теме «психологической готовности к обучению в школе  детей с ОВЗ».

Каждый родитель перед тем, как отправить ребенка в 1 класс, задает себе вопрос «готов ли ребенок к школе?».

Мы подробно остановимся, какие компоненты включает в себя психологическая готовность к обучению в школе. Давайте разберемся поэтапно. Это комплексное понятие. Существуют  четыре основных связанных между собой составляющих психологической готовности.

Интеллектуальная готовность

Прежде всего, это требования к интеллектуальному развитию ребенка. Именно этому компоненту родители уделяют особое внимание, считая, что если ребенок обучен навыкам счета, знает буквы или читает, это гарантирует ему успешное обучение. Однако, важно понимать, что это не просто умение считать до десяти или до ста, не просто количество выученных  стихотворений. Здесь мы обращаем внимание: - проявляет ли ребенок интерес к заданиям и играм, которые требуют умственных усилий: - любознательность (стремление узнать новое, с интересом ли выполняет новые задания); - активен ли на занятиях, отвечает ли на вопросы. Умение самостоятельно анализировать и делать выводы. Обязательно обращаем внимание на готовность психических процессов (внимание, память, мышление, речь), т.е. соответствующий возрасту уровень их развития. Также ребенку необходим определенный запас знаний об окружающем мире (о предметах, о явлениях природы, о людях, их труде. Хочется отметить, что данные проводимой мной диагностики, нередко показывают, что дети могут неплохо считать, знают геометрические фигуры и пр. Однако не все могут назвать город, в котором живут, домашний адрес (встречаются ответы, туда ездят автобусы, живу в зеленом доме…). Затрудняются назвать ФИО свое и родителей, не имеют понятия как образуется отчество у человека. Мало знаний о профессиях людей. Часто встречаются такие ответы – «мама работает овощем, мороженым,  папа работает деньгами, дядей, компьютером, солярой и т.д».

Расскажите, кем работаете вы и близкие ребенку люди, какой труд они выполняют. Дети быстрее запоминают информацию, которая связана с эмоционально близкими ими людьми.

Старайтесь вместе с детьми играть в настольные игры, читать, просматривать передачи.  Задавайте ребенку вопросы о прочтенном, увиденном, обсуждайте вместе с ними передачи.  Организуйте походы в музей, на выставки. Живое общение с детьми дает изумительные результаты. Его очень часто не хватает детям.

Родители, увлеченные соц.сетями часто просто тянут ребенка за собой, не видя ничего вокруг. Ребенок тоже, как будто ничего не видит. Очень распространен ответ детей на вопрос:

- «Что ты видишь по дороге в детский сад»?

-  «Ничего не вижу, мама в телефоне звонит».

Дети, которых  водят в детский сад дедушки и бабушки,  видят намного больше.

Отдельно хочу остановиться на развивающих компьютерных играх, на которые родители возлагают часто большие надежды.  Чаще они оказывают «медвежью услугу», невротизируют ребенка, и ему  трудно удерживать внимание на занятиях познавательного цикла в детском саду.

Эмоционально-волевая сфера

 Еще одна составляющая психологической готовности – это уровень развития эмоционально-волевой сферы -  это способность делать не только то, что «хочется», но и то, что «надо», не делать того, что «хочется». Ребенок должен уметь понимать ограничения своих желаний, уметь выполнять требования новой социальной среды (например, сверстников, которые просят его не считать вслух), учителей и других взрослых. Нужно открыть тетрадь, а ему хочется порисовать в альбоме. Это тоже может стать тормозящим фактором в обучении, даже если ребенок умеет читать и пр.  Т.е. обращаем внимание:

 - старается ли ребенок начатое дело довести до конца;

 - может ли подчиниться  общепринятым правилам поведения, даже если для этого приходится подавлять свое желание;

 - может ли терпеливо дождаться своей очереди;

 - умение организовать свое рабочее место.

Эти качества позволяют детям управлять своим поведением, что очень важно, т.к. школьный класс – это работа в регламенте.

Рекомендации: давайте детям поручения, которые они должны выполнять обязательно и постоянно, которые не всегда интересны и контролировать, чтобы они выполнялись. Доступно разъяснять смысл работы и ее значение для членов семьи. Используйте игры с четким выполнением правил.

Мотивационная готовность

Очень важную роль играет мотивационная готовность – желание стать школьником. Если ребенок с удовольствием говорит о том, как станет школьником (будет ходить в школу, сидеть за партой, носить портфель  и т.д.), если говорит о своем желании узнать в школе много нового, интересного, стать умным, как папа или мама – это говорит нам о том, что данный вид готовности сформирован. Ребенок озвучивает свою новую социальную позицию: я уже не маленький, мне нужно учиться.

Если же ребенок хочет в школу, но озвучивают следующие мотивы: там не нужно спать, чтобы там научили драться, т.к. там есть перемены, там очень весело, т.к. ходить туда недалеко, там большая столовая или большой стадион, чтобы деньги зарабатывать, т.к. мама сильно этого хочет, чтобы выйти замуж и т.д.

Эти ответы позволяют сделать вывод, что у детей  недостаточно сформировано отношение к обучению в школе  как к важному, значимому делу. Старайтесь поддерживать в нем новую социальную позицию, замечайте его успехи, взрослые поступки и, конечно же, похвалите.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Использовать загадки на школьную тему.
  4. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать о школе.

  Поделитесь с детьми хорошими воспоминаниями о первой учительнице, рассмотрите вместе ваши школьные фото. Старайтесь не ругать старших детей в присутствии дошкольников. Не пугайте словами, вот в школе тебе покажут…  Диагностика показывает, что дети, имеющие старших братьев и сестер, чаще не хотят идти в школу. Особенно, если у старших детей отмечается неуспешность и их не пускают гулять или лишают того, чего не лишают дошкольника.

Еще один компонент готовности – навыки общения

Многие вкладывают в это определение другой смысл, т.е. отмечают, что ребенок очень общителен, разговаривает со всеми, по теме и без нее, может включаться в любой разговор других людей. Если говорить о навыках общения в контексте готовности к школе, то здесь мы обращаем внимание на:

- как быстро устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми (когда это предлагается);

- способен ли откликнуться на просьбы других людей и выполнить эти просьбы;

-  адекватно ли реагирует на замечания;

- прислушивается ли к мнению других детей во время совместной деятельности, может ли формулировать причину конфликтов.

Состояние здоровья. Физическая готовность

Так как наша консультация сегодня затрагивает родителей, имеющих детей с ОВЗ, следует понимать важность состояния здоровья детей. Вы можете по озвученным мною компонентам психологической готовности к школьному обучению, примерно ориентироваться готов ли Ваш ребенок к школе. Перед вами стоит непростой выбор. Многие родители, очень хотят, чтобы их ребенок пошел в обычную школу, занимался в общем режиме. Здесь вам на помощь приходит комиссия ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), которую проходит перед школой каждый ребенок с ОВЗ.  Она включает в себя врачей, педагогов, психологов. Основываясь на своих диагностических данных, комиссия предлагает вам ту или иную форму обучения, с учетом физического и интеллектуального развития ваших детей.  Нередко, они принимают решение, чтобы ребенок пошел в 1 класс позже 7 лет. Формы обучения так же различны: в общем режиме, индивидуальное обучение или же ребенок приходит на некоторые предметы в школьный класс, а основные изучает индивидуально с учителем.

Практика показывает, что родители порой не согласны с выводами ПМПК и, несмотря на их рекомендации, настаивают на обучении в классе. Следует понимать, что эти решения выносятся с целью, не навредить ребенку, а помочь избежать ему психологических травм, которые могут ухудшить состояние здоровья ваших детей. Особенно остро этот вопрос стоит, когда ребенку рекомендуют коррекционную школу. Родителю нелегко принять на себя ответственность, не являясь врачом или психологом, какое обучение будет наиболее целесообразным и здоровьесберегающим.

Поэтому, доверяйте мнению специалистов. Нередко, ребенок с отставанием в развитии все же по настоянию родителей посещает обычную школу, но не справляется с темпом, не сразу усваивает материал и в доме устанавливается тревожная атмосфера. Выбившийся из сил родитель, старающийся сделать все, чтобы ребенок был успешен, и ребенок, который становится неуверенным в себе, у него падает самооценка.  Важно найти те сферы, в которых он успешен и это послужит дальнейшему умственному и психическому развитию вашего ребенка и ваших с ним доверительных отношений.

Социально-личностная готовность

Обязательно следует уделить внимание социально-личностной готовности ребенка с ОВЗ. Нередко, что для ребят, которые имеют заболевания, школьный коллектив – это первый коллектив, в котором им нужно адаптироваться. Дети, посещающие детские сады уже эту адаптацию прошли и им намного легче.  Ребенку, которого окружали только близкие люди, нужно большее время и психологическая поддержка. Не хочется вызывать у родителей дополнительную тревогу. Многие дети адаптируются довольно легко. Однако, следует обращать внимание не только на прописи и скорость чтения, но и настроение ребенка.  Быть готовым к новым вопросам. Ведь только в коллективе сверстников, ребенок получает первые знания о себе, начинает оценивать свою деятельность и т.д.  Т.е. любой рисунок, который ребенок нарисовал в кругу семьи, радует близких, а в школе ребенок видит, что кто-то лучше рисует, быстрее решает задачи и т.д. и повышается тревожность, падает самооценка.

Дети 7 лет могут испытывать интерес и задавать вопросы, касающиеся особенностей ребенка. Почему ты хромаешь, почему ты так говоришь и т.д. Важно, чтобы в первую очередь, родитель реагировал на это адекватно, не испытывал обид. Все тревоги и обиды передаются детям и оказывают неблагоприятное влияние на адаптацию ребенка в школьном коллективе.  

Рекомендую, особенно в первый год обучения, быть внимательным к настроению, вопросам ребенка. Обязательно встретиться со школьным психологом, который вовремя проведет нужную диагностику и при необходимости, окажет психологическую поддержку в нужное время и родителю, и ребенку, даст рекомендации классному руководителю.

 

Номоконова Елена Сергеевна

Педагог-психолог КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)