Окружающий мир наполнен секретами, тайнами, чудесами. Знакомство с ними дает более эффективный результат, если оно носит действенный характер. В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети с особенностями в развитии не исключение. Большое значение для них имеет своевременное оказание помощи педагога. И чем интереснее будет организована деятельность, тем оптимальнее будет результат. |
Познававательное развитие детей - это одно из важных и интересных направлений в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также это непрерывный процесс, который начинается от рождения и продолжается на протяжении всей жизни.
Познавателный интерес, необходим для развития наблюдательности и накопления знаний об окружающих предметах, явлениях о мире в целом.
Снижение познавательной активности является основной характеристикой особенных детей. У них, как правило, наблюдается снижение когнитивных процессов и их функций, восприятия свойств и отношений предметов окружающего мира нарушено, опыт действия с предметами обеднен.
Поэтому очень целесообразно использовать экспериментирование – это деятельность, направленная на активный поиск задач, выдвижение предположений и построение доступных выводов.
Дети от природы очень любознательны им хочется познавать что-то новое, испытать все самому с помощью различных поисковых ситуаций. А также, благодаря данной работе дети на наглядном опыте лучше усваивают тот или иной материал, знакомятся со свойствами предметов, явлений и т.д. Работа педагога по формированию познавательной деятельности в процессе экспериментирования с детьми включает в себя практические занятия, беседы, наблюдения.
Роль педагога является ведущей, он непосредственно участвует в эксперименте и является для детей партнером, который руководит экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности.
Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
В данной работе можно использовать разные классификации экспериментов (опыты с растениями, с объектами не живой природы и т.д.)
Работа может быть групповая и индивидуальная, кратковременная и длительная.
Для того, чтобы заинтересовать детей, а также для реализации метода экспериментирования, должны быть созданы специальные условия на группе – это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (уголок экспериментирования, шкаф-лаборатория: измерительные приборы, бумага, ткани, природный материал, колбы, сосуды, исследовательские наборы и т. д.) Данная развивающая среда, обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов с детьми.
Главным результатом данного направления является приобретение детьми самостоятельной, творческой и исследовательской работы, которая в дальнейшем станет основой для формирования более сложных умений.
Для развития интереса необходимо:
-Поощрять любопытство, любознательность.
-Предоставлять возможность использовать различные материалы, поощрять действия с ними, обязательно помогать своим участием.
-Объяснять свои действия, если что-то надо запретить. Объяснять, как сделать правильно.
-Побуждать доводить начатое до конца.
-Обязательно не забывать положительно оценивать его старания.
Нельзя:
-Игнорировать просьбы ребенка совместных игр или занятий и т.д.
-Указывать на ошибки и недостатки бесконечно.
А также, необходимо помнить, что любознательные дети растут у любознательных родителей, в связи с этим предлагаем вам несколько экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.
Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях
Эксперимент №1
Бурлящие эксперименты для детей всегда вызывают восторг у детворы любого возраста. Но еще они очень просты в выполнении и требуют минимум компонентов.
Подготовьте:
- Широкую и высокую вазу
- Пузырек пустой
- Соду пищевую
- Любой краситель
- Уксус
Ход выполнения:
- Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л
- К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды
- В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька
- Добавляем к ней краситель
- Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет
Объяснение:
Это простая химическая реакция кислоты и щелочи. Когда уксус вступает в реакцию с попавшей в воду содой, то происходит бурление, которое закрашивает краситель.
Эксперимент №2
Всплывающие цветные пузырьки вызовут восторг не только у детей, но у их родителей. Поэтому такие эксперименты для детей должны обязательно быть в вашем списке.
Подготовьте:
- Высокая емкость
- Вода
- Масло растительное
- Соль
- Краситель
Выполнение:
- Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости
- Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее
- Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде)
- Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. Л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков
Объяснение:
Масло легче воды, но вода легче соли. При попадании соль захватывает капли масла и опускает их на дно. Но когда кристаллы растворяются, то эти капли поднимаются. Краситель создает более зрелищный эффект.
Эксперимент №3
Подобные эксперименты для детей очень разнообразны и будут интересны любой возрастной категории.
Подготовьте:
- Две чаши
- Вода
- Соль
Процесс:
- Сначала наполните обе чаши водой. В одну из чаш насыпьте много соли, примерно на 100 мл 1 ст. л.
- Затем поместите две чаши в морозильник на несколько часов
- Когда вы достанете чашки из морозильника, дети будут поражены. Вода замерзает до льда, а водно-солевой раствор – нет!
- Если разрешить детям посыпать лед солью, то он растает
Объяснение:
На каждом слое льда всегда есть тонкий слой воды, потому что давление воздуха вызывает таяние льда. Если мы добавим к нему соль, этот слой больше не может замерзнуть. Таким образом, давление воздуха проходит через слои, в результате чего лед всегда жидкий.
Важно: От -21,6 °C соленая вода также замерзает!
Эксперимент №4
Это из серии физические эксперименты для детей, чтобы наглядно показать эффект давления.
Необходимо:
- Низкая свеча
- Тарелка
- Стакан
- Зажигалка, спички
- Вода
- Пищевой краситель (с ним будет эффективнее)
Ход выполнения:
- Набираем в тарелку немного воды, добавляем краситель
- Ставим свечу и зажигаем ее
- Накрываем стаканом
- Через несколько секунд свеча гаснет, а вода засасывается в стакан
Объяснение:
За счет отсутствия кислорода пламя свечи гаснет. А сжигая свечой кислород внутри стакана, мы создаем вакуум. Поэтому жидкость и всасывается.
Таким образом мы видим, что данная работа вносит радость в жизнь ребенка, помогает в общем развитии, помогает накоплению у детей конкретных представлений о предметах и свойствах, а наша задача организовать работу с детьми так, чтобы это было не только познавательно, но и интересно каждому ребенку.
Голосенюк Галина Александровна
воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»