Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Окружающий мир наполнен секретами, тайнами, чудесами. Знакомство с ними дает более эффективный результат, если оно носит действенный характер. В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети с особенностями в развитии не исключение. Большое значение для них имеет своевременное оказание помощи педагога. И чем интереснее будет организована деятельность, тем оптимальнее будет результат.

Познававательное развитие детей - это одно из важных и интересных направлений в работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также это непрерывный процесс, который начинается от рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

Познавателный интерес, необходим для развития наблюдательности и накопления знаний об окружающих предметах, явлениях о мире в целом.

Снижение познавательной активности является основной характеристикой особенных детей. У них, как правило, наблюдается снижение когнитивных процессов и их функций, восприятия свойств и отношений предметов окружающего мира нарушено, опыт действия с предметами обеднен.

Поэтому очень целесообразно использовать экспериментирование – это деятельность, направленная на активный поиск задач, выдвижение предположений и построение доступных выводов. 

Дети от природы очень любознательны им хочется познавать что-то новое, испытать все самому с помощью различных поисковых ситуаций. А также, благодаря данной работе дети на наглядном опыте лучше усваивают тот или иной материал, знакомятся со свойствами предметов, явлений и т.д.  Работа педагога по формированию познавательной деятельности в процессе экспериментирования с детьми включает в себя практические занятия, беседы, наблюдения.

Роль педагога является ведущей, он непосредственно участвует в эксперименте и является для детей партнером, который руководит экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности.

Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие структуры при проведении экспериментов:

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.

В данной работе можно использовать разные классификации экспериментов (опыты с растениями, с объектами не живой природы и т.д.)

Работа может быть групповая и индивидуальная, кратковременная и длительная.

 Для того, чтобы заинтересовать детей, а также для реализации метода экспериментирования, должны быть созданы специальные условия на группе – это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (уголок экспериментирования, шкаф-лаборатория: измерительные приборы, бумага, ткани, природный материал, колбы, сосуды, исследовательские наборы и т. д.) Данная развивающая среда, обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов с детьми.

Главным результатом данного направления является приобретение детьми самостоятельной, творческой и исследовательской работы, которая в дальнейшем станет основой для формирования более сложных умений.

Для развития интереса необходимо:

-Поощрять любопытство, любознательность.

-Предоставлять возможность использовать различные материалы, поощрять действия с ними, обязательно помогать своим участием.

-Объяснять свои действия, если что-то надо запретить. Объяснять, как сделать правильно.

-Побуждать доводить начатое до конца.

 -Обязательно не забывать положительно оценивать его старания.

Нельзя:

-Игнорировать просьбы ребенка совместных игр или занятий и т.д.

-Указывать на ошибки и недостатки бесконечно.

А также, необходимо помнить, что любознательные дети растут у любознательных родителей, в связи с этим предлагаем вам несколько экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях.

Опыты и эксперименты для проведения с детьми в домашних условиях

Эксперимент №1

Бурлящие эксперименты для детей всегда вызывают восторг у детворы любого возраста. Но еще они очень просты в выполнении и требуют минимум компонентов.

Подготовьте:

  • Широкую и высокую вазу
  • Пузырек пустой
  • Соду пищевую
  • Любой краситель
  • Уксус

Ход выполнения:

  1. Наливаем в вазу холодную воду, примерно 0,5 л
  2. К ней добавляем 100 мл уксуса, его количества зависит от объема воды
  3. В пузырек насыпаем соду через лейку или самодельный конус из бумаги, половину от всего объема пузырька
  4. Добавляем к ней краситель
  5. Опускаем пузырек в вазу и наблюдаем, как вода бурлит и изменяет цвет

Объяснение:

Это простая химическая реакция кислоты и щелочи. Когда уксус вступает в реакцию с попавшей в воду содой, то происходит бурление, которое закрашивает краситель.

Эксперимент №2

Всплывающие цветные пузырьки вызовут восторг не только у детей, но у их родителей. Поэтому такие эксперименты для детей должны обязательно быть в вашем списке.

Подготовьте:

  • Высокая емкость
  • Вода
  • Масло растительное
  • Соль
  • Краситель

Выполнение:

  1. Наливаем воду на 2/3 от общего объема емкости
  2. Остальные 1/3 заливаем маслом. Но если вы возьмете ровные пропорции, то будет только зрелищнее
  3. Капните несколько капель жидкого красителя (сыпучий компонент лучше предварительно развести в воде)
  4. Начинаем бросать по 5 г соли (примерно 1 ч. Л.), которая и будет вызывать образование пузырьков. Чем чаще будете ее бросать, тем больше будет пузырьков

Объяснение:

Масло легче воды, но вода легче соли. При попадании соль захватывает капли масла и опускает их на дно. Но когда кристаллы растворяются, то эти капли поднимаются. Краситель создает более зрелищный эффект.

Эксперимент №3

Подобные эксперименты для детей очень разнообразны и будут интересны любой возрастной категории.

Подготовьте:

  • Две чаши
  • Вода
  • Соль

Процесс:

  1. Сначала наполните обе чаши водой. В одну из чаш насыпьте много соли, примерно на 100 мл 1 ст. л.
  2. Затем поместите две чаши в морозильник на несколько часов
  3. Когда вы достанете чашки из морозильника, дети будут поражены. Вода замерзает до льда, а водно-солевой раствор – нет!
  4. Если разрешить детям посыпать лед солью, то он растает

Объяснение:

На каждом слое льда всегда есть тонкий слой воды, потому что давление воздуха вызывает таяние льда. Если мы добавим к нему соль, этот слой больше не может замерзнуть. Таким образом, давление воздуха проходит через слои, в результате чего лед всегда жидкий.

Важно: От -21,6 °C соленая вода также замерзает!

Эксперимент №4

Это из серии физические эксперименты для детей, чтобы наглядно показать эффект давления.

Необходимо:

  • Низкая свеча
  • Тарелка
  • Стакан
  • Зажигалка, спички
  • Вода
  • Пищевой краситель (с ним будет эффективнее)

Ход выполнения:

  1. Набираем в тарелку немного воды, добавляем краситель
  2. Ставим свечу и зажигаем ее
  3. Накрываем стаканом
  4. Через несколько секунд свеча гаснет, а вода засасывается в стакан

Объяснение:

За счет отсутствия кислорода пламя свечи гаснет. А сжигая свечой кислород внутри стакана, мы создаем вакуум. Поэтому жидкость и всасывается.

Таким образом мы видим, что данная работа вносит радость в жизнь ребенка, помогает в общем развитии, помогает накоплению у детей конкретных представлений о предметах и свойствах, а наша задача организовать работу с детьми так, чтобы это было не только познавательно, но и интересно каждому ребенку.

Голосенюк Галина Александровна

воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)