Бывает так, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в общении со сверстниками. В силу имеющихся особенностей развития им сложно наладить коммуникацию с детьми в коллективе. Такие дети могут быть зажаты, заторможены, они могут не умеют чувствовать, слышать слова другог |
Одними из самых эффективных способов эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова являются игра, сочинительство, фантазирование. Реализовать все это возможно в театрализованной деятельности.
Чтобы театральная игра способствовала раскрытию и воспитанию положительных личностных качеств детей и стимулировала их к социальной адаптации в сверстниковой среде, важно подобрать правильный репертуар и роли каждому участнику театральной постановки.
Благодаря всему комплексу театрализованной деятельности, в которой сочетаются драматургия, пение, движение, музыка, каждый ребенок может легко компенсировать недостаток одной способности другой, более развитой в данный момент. Именно эта универсальность и гибкость театральной игры, позволяет ей быть эффективным средством коррекции эмоциональной и коммуникативной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Осуществляя работу по развитию коммуникативных навыков и культуры общения у детей с особенностями развития, важно развивать способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них; формировать умение концентрировать внимание и реагировать на обращение сверстников; учить детей воспринимать речь и подражать другому; соблюдать очередность в разговоре и, конечно, эффективно использовать полученные коммуникативные навыки в жизни.
Навыки, необходимые детям для эффективной коммуникации со сверстниками, развиваются на всех этапах театральной деятельности: знакомство участников постановки, выбор и обсуждение репертуара, разработка сценария, репетиции и выступление перед зрителями.
Также важным аспектом для социализации и развития коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является умение комфортно чувствовать себя и в маленьком коллективе сверстников, и в обществе более широком. А так как театрализованная деятельность невозможна без коллективной работы, то в процессе подготовки к выступлению ребятам просто необходимо общаться. Коллективная работа – взаимодействие по сценарию, подготовка костюмов, изготовление афиши, взаимопомощь в процессе репетиций – способствует формированию нравственных качеств ребят, развитию эмпатии, обучает нормам достойного поведения. И важно создать положительную атмосферу в коллективе детей, чтобы дети чувствовали единство дружного творческого коллектива и общение стало для них доступным и приятным средством взаимодействия.
Включение театрализованной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательный процесс реабилитационного центра является возможностью для расширения их инклюзии и социализации. Дети становятся не только организаторами такой деятельности, но и полноправными ее участниками. В период подготовки спектакля детей и взрослых объединяют общие заботы, дела и переживания, а это важный фактор, который формирует жизненно необходимые ценности и личностные установки.
В детской театральной деятельности важным этапом является работа над образом. Именно в обсуждении характера и поведения героя, которого предстоит сыграть ребенку, в перевоплощении в образ на репетициях и, особенно на сцене перед зрителями, в эмоциональном проживании образа происходит эмоциональное, личностное, интеллектуальное развитие ребенка. И как следствие, происходит усвоение социальных норм поведения и развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
Одной из самых главных задач театрализованной деятельности является социальная адаптация детей с особенностями в развитии. Дети в процессе подготовки спектакля общаются на равных, учатся слушать друг друга, просить совета или помощи.
Следующая задача — это развитие и совершенствование эмоциональной сферы детей. В процессе спектакля, дети играют разные роли, исполняют танцы, принимают на себя эмоциональные характеристики каждого героя. Всё это позволяет им испытывать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), значительно обогащает их эмоциональный опыт, дети учатся правильно проявлять эмоции и контролировать их.
Так же важно сформировать у детей уверенность в себе, в своих силах, веру в свои возможности и способности. Выступление перед зрителями вызывает волнение, страх, тревожность. Участие в театральных постановках позволяет детям учится преодолевать эти эмоции, что несомненно повышает их уверенность в себе. К тому же коллективная театрализованная деятельность предоставляет детям равные возможности для участия в инсценировках. Это, как правило, способствует повышению уровня самооценки у детей.
Участие в театрализованной деятельности, совместные репетиции положительно влияют на речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: обогащается и активизируется словарный запас, формируется грамматический строй речи, монолог и, самое главное, диалог. То есть у детей формируются и закрепляются умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми, которое играет ключевую роль в формировании навыков общения.
Совместное творчество в процессе организованной театральной деятельности – это возможность развития мотивации к общению. Ведь в театрализованных постановках каждый играет свою необходимую роль; реализует свой, возможный на данный момент развития, потенциал. А самое главное, что детям во время творческого процесса предоставляется возможность понять, что люди разные и это нормально, что всегда можно договориться, что доброжелательное и внимательное общение, непременно дает положительный результат, оно приятно и эффективно.
Савицкая Анна Александровна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»