Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Развитие моторной функции у детей крайне необходимо. Поскольку с помощью нее возникают такие свойства когнитивных процессов, как способность создавать образы, сосредоточенность, способность думать и излагать мысли, внимательность, мышечная и двигательная координация, моторная и зрительная память

Еще в прошлом веке было отмечено, что степень развития и качества речи у детей напрямую обусловлено сформированностью мелкой моторики рук. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Речевое развитие задерживается, если мелкая моторика отстаёт.

Мелкая моторика — это сочетание связанных процессов мышечной, костной и нервной систем человека, нередко в совокупности со зрительным механизмом (зрительно-моторная координация), заключается в чётком управлении кистями и пальцами рук. Часто для термина «мелкая моторика» употребляется такое слово как «ловкость».

Ребёнок с развитой мелкой моторикой и зрительно-моторной координацией способен успешно осуществлять бытовые и учебные действия. Дети же с особыми образовательными потребностями часто испытывают трудности в развитии моторных навыков. Это может проявляться в слабой координации движений, недостаточной силе мышц и плохом балансе. Такие проблемы затрудняют выполнение повседневных задач, снижают самооценку и препятствуют полноценному обучению.

Проблематика развития моторных навыков у детей:

  1. Недостаточная физическая активность в современном образе жизни;
  2. Чрезмерное использование гаджетов, ограничивающее развитие мелкой моторики;
  3. Отсутствие систематических занятий, направленных на развитие координации движений;
  4. Неравномерное развитие крупной и мелкой моторики у некоторых детей;
  5. Недостаточное внимание к развитию моторных навыков;
  6. Влияние нарушений нервной системы на формирование двигательных функций;
  7. Сложности в диагностике и коррекции моторных нарушений на ранних этапах.

Эти проблемы требуют комплексного подхода со стороны родителей, педагогов и специалистов для обеспечения гармоничного развития моторных навыков у детей. Высокую эффективность обеспечит использование специализированных методик и материалов. Одним из таких инструментов являются дары Фрёбеля.

Фридрих Фрёбель – основатель первого детского сада, разработал наборы игрушек, называемые «дарами Фрёбеля».

Игровой комплекс для всестороннего развития по методике Фридриха Фребеля — это пошаговая структура развития. Шаг за шагом ребенок идет по ступеням развития от объемных тел к плоскостям, от плоскостей к линиям, от линий к точкам. Поэтапно от предметов реального мира, ребенок углубляется к абстракциям и погружается в мир науки.

 Эти материалы оказывают комплексное воздействие на развитие ребенка в разных образовательных аспектах, способствуют всестороннему развитию детей.

Набор Фрёбеля может быть использован для:

  • Мелкой моторики: улучшение координации движений пальцев и рук, развитие силы мышц и ловкости пальцев через манипуляции с мелкими объектами. Дети учатся выполнять точные и скоординированные движения.
  • Сенсомоторного развития: развиваются тактильные ощущения и способность интегрировать сенсорную информацию, что улучшает общую реакцию на окружающую среду.
  • Когнитивных навыков: занятия способствуют развитию логического мышления, памяти и внимания, что важно для успешного обучения.
  • Социальных навыков: стимуляция общения и взаимодействия с другими детьми, развитие навыков работы в команде.

Всего в наборе 14 даров и каждый из них способствует всестороннему развитию ребенка.

Главным помощником родителей при развитии моторных функций с самого раннего возраста являются мячики из Первого дара. Эти мячики не простые, а мягкие – вязаные. В наборе мячики семи цветов (весь цветовой спектр), у них есть шнурок, который можно надеть на руку, раскачать, подвесить или скрепить между собой. Они мягкие, их можно помять.

Мячики способствуют формированию и развитию у детей навыков определения формы, цвета и движения. Данное занятие способствует улучшению зрительной координации и общего моторного контроля.

Второй Дар – это основные тела: куб, цилиндр и шар.

Эти простые формы помогают детям различать геометрические фигуры и развивать сенсорное восприятие, формировать тактильные ощущения. Например, могут катать, вращать шар и цилиндр, выстраивать башню, что развивает координацию и понимание формы.

Занятия со вторым даром фиксируют навыки основы движения (вправо-влево, вперед-назад, вверх-вниз). Закрепляются понятия пространства: над-под, спереди-сзади, вверх-вниз; формируют у ребенка пространственную ориентацию; способствуют развитию моторной ловкости.

Третий, четвёртый, пятый и шестой дары являются геометрическим конструктором:

Третий дар – это куб из кубиков (разбитый на 8 кубиков).

Четвёртый дар – куб из брусков (разделенный уже на 8 брусочков).

Пятый дар – кубики и призмы (разделенный на маленькие кубики, треугольные призмы и полу-кубики).

Шестой дар состоит из кубиков, столбиков и кирпичиков.

Эти дары позволят ребенку создавать трехмерную миниатюру объектов в своем мире. Обучаясь с этими наборами, ребенок узнает, что каждый предмет может быть собран из различных деталей, которые вместе формируют цельную картину. Он экспериментирует с разными формами, учится собирать большие объекты из мелких деталей.

Эти дары взаимодополняют друг друга. Совместно они расширяют возможности ребенка для создания новых фигур, что развивает их пространственное мышление и креативность. Каждый набор содержит более разнообразные и сложные детали с различными формами. Собирая детали вместе, ребенок может создавать фигуры, лучше усваивать геометрию предметов, учиться решать более сложные задачи, а также развивать зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и планирование.

Седьмой дар включает в себя плоские геометрические фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Этот дар демонстрирует абстракцию, готовит ребенка к рисованию и письму. В процессе занятий с этим набором ребенок изучает различные плоскостные геометрические фигуры, тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторную координацию, а также улучшает свои речевые и игровые способности. Этот подарок позволяет создавать как простые, так и сложные мозаики и узоры, а также цветные рисунки.

Восьмой Дар – «Палочки» (разной длины, шести цветов и неокрашенные).

С помощью них происходит тренировка мелкой моторики рук, развитие зрительно-моторной координации.  Можно использовать палочки в качестве счетного материала. Палочки позволяют ребенку закрепить понятия верхнего, среднего, нижнего ряда, право-лево, близко-далеко, различные виды наклонов и углов. Разнообразные геометрические фигуры могут быть сформированы с помощью палочек. Палочки помогут создать прекрасные симметричные формы и узоры.

Дар девятый – «кольца и полукольца» (включает кольца и полукольца трех размеров: малые, средние и большие; шести разных цветов и неокрашенные). Благодаря этим материалам у детей развиваются мелкая моторика, зрительно-моторная координация, творческие способности; подготавливается рука к рисованию и письму.

Кольца и полукольца позволят ребенку раскрыть такие понятия как, целое-половина, диаметр-окружность, внутри-снаружи.

Дар десятый – «Фишки» (это мелкие фишки-«точки» разных цветов)

С этим даром происходит формирование начальных математических навыков, таких как выполнение простых арифметических операций, стимулирование творческого потенциала, развитие игровых умений и способностей, развивается мелкая моторика, логическое мышление. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи.

Дары 7, 8, 9, 10 (плоские геометрические фигуры, палочки, кольца, полукольца и фишки) сочетаются и перекликаются друг с другом, позволяя расширить диапазон игр. Например, они могут собирать «деревья» или «цветы», что стимулирует творческое мышление.

Одиннадцатый дар – «Цветные тела».

В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3-х разных форм: шарообразной, кубической и цилиндрической.  Их можно нанизывать на шнурок, решать таким образом разные педагогические задачи, в том числе и развитие моторных функций.

Дар двенадцатый – «Мозаика, шнуровка».

Это оригинальная мозаика отличается от обычной наличием цветных шнурков, которыми можно соединять цветные фишки, также можно прошнуровать доску через отверстия.

Из них можно собрать разные изображения от простых до сложных.

Дар тринадцатый – «Башенки».

Это хороший материал для закрепления названий геометрических фигур, конструирования, он способствует речевому развитию и игровой деятельности, развивает сенсомоторные навыки и мелкую моторику.

Сложность набора заключается в разной форме элементов. Если сложить все детали, они образуют куб.

Дар четырнадцатый – «Арки и цифры».

Ребёнок знакомится с необычными фигурами и цифрами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция». Занятия способствуют развитию математических представлений, логического мышления, внимания и памяти, способствуют развитию крупной и мелкой моторики, координации движений.

Занятия с дарами Фрёбеля оказывают многогранное воздействие на развитие ребенка:

  • Мелкая моторика: дети учатся выполнять точные и координированные движения, что помогает им в повседневной жизни, например, застегивать пуговицы или рисовать.
  • Сенсомоторное развитие: игры с различными материалами развивают тактильные ощущения и способность интегрировать сенсорную информацию, что помогает детям лучше понимать и реагировать на окружающую среду.
  • Когнитивные навыки: занятия способствуют развитию логического мышления, внимания и памяти. Например, создание сложных конструкций из блоков помогает развивать пространственное мышление и планирование.
  • Социальные навыки: дети учатся работать в команде, взаимодействовать с другими, что улучшает их коммуникативные способности. Например, совместное строительство «города» из кубиков помогает детям учиться договариваться и распределять задачи.

Использование модулей из набора «Дары Фребеля» позволяет детям в игровой форме знакомиться с различными понятиями. Такой подход способствует переходу от игровой деятельности к учебной и облегчает усвоение сложных понятий, которые могли бы быть трудны в традиционной учебной обстановке.

Использование даров Фрёбеля в работе с детьми с особыми образовательными потребностями является актуальным и эффективным методом для всестороннего развития ребенка. Эти игры и упражнения помогают не только улучшить физическое состояние, но и способствуют когнитивному и социальному развитию, что важно для полноценного функционирования личности в обществе.

Следовательно, степень сформированности мелкой моторики и зрительно-моторной координации, обеспечивает значительное влияние на общее развитие ребёнка и успешность его в социуме.

 

Наделяева Татьяна Николаевна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)