Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Современный человек живет в такое время, когда поток информации стремительно растет и мы все понимаем, что изменить эту тенденцию уже невозможно. Поэтому так необходимо уметь быстро и качественно перерабатывать большой объем информации, вычленяя нужное и отбрасывая лишнее

Основная задача взрослого человека помочь ребенку этому научиться. Но не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и пути помощи будут разные. Этот процесс можно сравнить с игрой в футбол. Есть ли у тренера команды план предстоящей игры? Конечно есть. Этот план зависит от соперника и от уровня подготовки игроков в данный момент, поэтому план игры будет всегда разный. От матча к матчу он может кардинально меняться.

И взрослые, как внимательные, любящие «тренеры» своих детей, подготавливая малыша к школе, ответственно и грамотно должны подойти к вопросу подготовки его к усвоению процесса чтения и навыков письма.

Рассмотрим подробнее понятия по данной теме.

Зрение человека (зрительное восприятие) - это целая зрительная система:

Периферический орган – глаза, которые выполняют функцию отображения, того что происходит в окружающем пространстве.

Центральный орган – мозг человека, куда непосредственно по проводящим путям от периферического органа поступает и обрабатывается информация извне.

Но могут быть нарушения зрительной системы:

  • отсутствие или снижение зрения, нарушение функции периферического органа (физиологического).

Будет ли в полной мере формироваться представления об окружающем мире у ребенка при таких нарушениях? Конечно же оно будет недостаточно полное, искаженное.

  • нарушения зрительного восприятия (приема и обработки информации в центральной области зрительной системы), которые так же искажают информацию об окружающем мире.

 

Моторика (в переводе с латинского «движение») – это совокупность двигательных процессов.

Человек совершает движения разными частями тела, в зависимости от того какие мышцы задействованы в этом процессе, условно их делят на:

  • крупная моторика – это движения крупных мышц всего тела;
  • мелкая моторика – движения мелких мышц пальцев рук;
  • артикуляционная моторика – движения мышц органов артикуляции (губ, языка).

Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то найдем определение: «Координация – это взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».

Из всего вышесказанного можно вывести определение:

Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Т.е. слаженное взаимодействие «глаза» и «руки».

У человека зрительно-моторная координация осуществляется при определенных условиях:

  • зрелость зон коры головного мозга;
  • сформированность межполушарного взаимодействия.

От уровня развития зрительно-моторной координации зависит:

  • на сколько ребенок будет легко усваивать навыки раскрашивания, вырезания, штриховки, потому что для этого необходим высокий уровень контроля работы глаз и рук;
  • как ребенок осваивает навыки самообслуживания: шнуровки, застежки и т.д.;
  • будет ли почерк ребенка аккуратным, беглым и ровным;
  • грамотность письма, будет ли видеть ребёнок свои ошибки. Как правило это такие ошибки при списывании как:
  • пропуски букв;
  • замены и перестановки букв и слогов и даже целых слов;
  • «зеркальное письмо».
  • уровень усвоения чтения – чаще всего снижены скорость, чёткость и плавность чтения. Дети не могут сосредоточиться на тексте, они не могут удержать взгляд на строчке. Из-за этой особенности чтение прерывистое, сбивчивое и часто угадывающее.

В своих трудах И.М. Сеченов отмечал важность мышечного чувства человека. Он писал: «… ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения».

Примеры некоторых двигательных практик

Упражнение «Перекрестные и односторонние движения»

На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения).

Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.

На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз.

На третьем этапе - перекрестные движения.

На четвертом этапе - односторонние движения.

На пятом этапе - перекрестные движения.

Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Сначала ребенок выполняет данное упражнение под счет педагога, затем ему можно предложить вести счет самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

Более сложный вариант этого упражнения – нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или, когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.

Упражнение «Ладушки»

В эту хорошо всем известную игру можно научить ребенка играть сначала в классическом варианте, при чем не только руками, но и лежа - ногами.

Затем можно усложнить задачу:

  • хлопок в ладоши – хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены);
  • хлопок в ладоши – хлопок с партнером «левая-правая»;
  • хлопок в ладоши – хлопок с партнером «правая-левая».

         Аналогично упражнение выполняется ногами.

Упражнение «Ладушки» с разворотами ладоней

Классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (или ставятся друг на друга ребрами).

Упражнение «Кулак-ладонь»

Руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу.

  • Хлопок в ладоши – удар кулака о ладонь;
  • Хлопок в ладоши – удар другой ладони о кулак.

Играя в паре, после хлопка в ладоши, удар «кулак-ладонь» ребенок делает со взрослым.

После успешного усвоения упражнения, можно попробовать поиграть в эту игру в более сложном варианте «кулак-ладонь» с перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука). Дети очень любят экспериментировать, поэтому такие усложнения им понравятся.

  • Очень весело проходит следующий вариант игры: после хлопка игроки «здороваются», сначала как в классическом варианте, а затем соприкасаются со своей парой стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

Рисование на доске (стене, листе бумаги)

Предложите ребенку нарисовать представленный образец рисунка (графический паттерн) сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими.

Обратите внимание! Обе руки должны двигаться одновременно:

  • в одну сторону;
  • в противоположные;
  • навстречу друг другу и т.д.

Придерживайтесь определенной последовательности в работе, постепенно усложняя уровень графических паттернов:

  • прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях;
  • одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале – ближе к центру, затем – ближе к краям листа);
  • одно симметрично расположенное изображение;
  • законченный сюжетный рисунок;
  • переносим рисунок на горизонтальную плоскость – выполняя эти же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.

Помните!!!

Зрительно-моторная координация т.е. система «глаз-рука» самостоятельно у ребенка не развивается: над этим навыком нужно системно работать.

 

Чех Оксана Николаевна, учитель-дефектолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)