Современный человек живет в такое время, когда поток информации стремительно растет и мы все понимаем, что изменить эту тенденцию уже невозможно. Поэтому так необходимо уметь быстро и качественно перерабатывать большой объем информации, вычленяя нужное и отбрасывая лишнее |
Основная задача взрослого человека помочь ребенку этому научиться. Но не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и пути помощи будут разные. Этот процесс можно сравнить с игрой в футбол. Есть ли у тренера команды план предстоящей игры? Конечно есть. Этот план зависит от соперника и от уровня подготовки игроков в данный момент, поэтому план игры будет всегда разный. От матча к матчу он может кардинально меняться.
И взрослые, как внимательные, любящие «тренеры» своих детей, подготавливая малыша к школе, ответственно и грамотно должны подойти к вопросу подготовки его к усвоению процесса чтения и навыков письма.
Рассмотрим подробнее понятия по данной теме.
Зрение человека (зрительное восприятие) - это целая зрительная система:
Периферический орган – глаза, которые выполняют функцию отображения, того что происходит в окружающем пространстве.
Центральный орган – мозг человека, куда непосредственно по проводящим путям от периферического органа поступает и обрабатывается информация извне.
Но могут быть нарушения зрительной системы:
- отсутствие или снижение зрения, нарушение функции периферического органа (физиологического).
Будет ли в полной мере формироваться представления об окружающем мире у ребенка при таких нарушениях? Конечно же оно будет недостаточно полное, искаженное.
- нарушения зрительного восприятия (приема и обработки информации в центральной области зрительной системы), которые так же искажают информацию об окружающем мире.
Моторика (в переводе с латинского «движение») – это совокупность двигательных процессов.
Человек совершает движения разными частями тела, в зависимости от того какие мышцы задействованы в этом процессе, условно их делят на:
- крупная моторика – это движения крупных мышц всего тела;
- мелкая моторика – движения мелких мышц пальцев рук;
- артикуляционная моторика – движения мышц органов артикуляции (губ, языка).
Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то найдем определение: «Координация – это взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие».
Из всего вышесказанного можно вывести определение:
Зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. Т.е. слаженное взаимодействие «глаза» и «руки».
У человека зрительно-моторная координация осуществляется при определенных условиях:
- зрелость зон коры головного мозга;
- сформированность межполушарного взаимодействия.
От уровня развития зрительно-моторной координации зависит:
- на сколько ребенок будет легко усваивать навыки раскрашивания, вырезания, штриховки, потому что для этого необходим высокий уровень контроля работы глаз и рук;
- как ребенок осваивает навыки самообслуживания: шнуровки, застежки и т.д.;
- будет ли почерк ребенка аккуратным, беглым и ровным;
- грамотность письма, будет ли видеть ребёнок свои ошибки. Как правило это такие ошибки при списывании как:
- пропуски букв;
- замены и перестановки букв и слогов и даже целых слов;
- «зеркальное письмо».
- уровень усвоения чтения – чаще всего снижены скорость, чёткость и плавность чтения. Дети не могут сосредоточиться на тексте, они не могут удержать взгляд на строчке. Из-за этой особенности чтение прерывистое, сбивчивое и часто угадывающее.
В своих трудах И.М. Сеченов отмечал важность мышечного чувства человека. Он писал: «… ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения».
Примеры некоторых двигательных практик
Упражнение «Перекрестные и односторонние движения»
На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно дотрагиваясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения).
Педагог на этапе освоения упражнения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.
На втором этапе ребенок также шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также 12 раз.
На третьем этапе - перекрестные движения.
На четвертом этапе - односторонние движения.
На пятом этапе - перекрестные движения.
Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.
Сначала ребенок выполняет данное упражнение под счет педагога, затем ему можно предложить вести счет самостоятельно, считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.
Более сложный вариант этого упражнения – нагрузка зрительного анализатора, когда ребенок следит глазами за предметом, который перемещает педагог, или, когда ребенок переводит глаза по словесной инструкции.
Упражнение «Ладушки»
В эту хорошо всем известную игру можно научить ребенка играть сначала в классическом варианте, при чем не только руками, но и лежа - ногами.
Затем можно усложнить задачу:
- хлопок в ладоши – хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены);
- хлопок в ладоши – хлопок с партнером «левая-правая»;
- хлопок в ладоши – хлопок с партнером «правая-левая».
Аналогично упражнение выполняется ногами.
Упражнение «Ладушки» с разворотами ладоней
Классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (или ставятся друг на друга ребрами).
Упражнение «Кулак-ладонь»
Руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу.
- Хлопок в ладоши – удар кулака о ладонь;
- Хлопок в ладоши – удар другой ладони о кулак.
Играя в паре, после хлопка в ладоши, удар «кулак-ладонь» ребенок делает со взрослым.
После успешного усвоения упражнения, можно попробовать поиграть в эту игру в более сложном варианте «кулак-ладонь» с перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука). Дети очень любят экспериментировать, поэтому такие усложнения им понравятся.
- Очень весело проходит следующий вариант игры: после хлопка игроки «здороваются», сначала как в классическом варианте, а затем соприкасаются со своей парой стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
Рисование на доске (стене, листе бумаги)
Предложите ребенку нарисовать представленный образец рисунка (графический паттерн) сначала поочередно каждой рукой, а затем одновременно обеими.
Обратите внимание! Обе руки должны двигаться одновременно:
- в одну сторону;
- в противоположные;
- навстречу друг другу и т.д.
Придерживайтесь определенной последовательности в работе, постепенно усложняя уровень графических паттернов:
- прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
- разнообразные круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях;
- одинаковые и разные фигуры на левой и правой половинах листа (вначале – ближе к центру, затем – ближе к краям листа);
- одно симметрично расположенное изображение;
- законченный сюжетный рисунок;
- переносим рисунок на горизонтальную плоскость – выполняя эти же (и более сложные) рисунки на листе бумаги, сидя за столом.
Помните!!!
Зрительно-моторная координация т.е. система «глаз-рука» самостоятельно у ребенка не развивается: над этим навыком нужно системно работать.
Чех Оксана Николаевна, учитель-дефектолог
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»