Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
Ведущая роль в познании принадлежит восприятию. Оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Особо велико значение восприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л. С. Выготский говорил, что «речь не может развиваться без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая». Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы.

Восприятие – это способность интерпретировать информацию, которую различные органы чувств получают из ближайшего окружения. Эта способность интерпретировать информацию зависит от конкретных когнитивных процессов и предшествующих знаний.

Зрительное восприятие можно определить, как способность интерпретировать информацию, которую получают глаза. Результатом интерпретации и получения этой информации мозгом является то, что мы называем зрительным восприятием или зрением. Зрительное восприятие – это процесс, который начинается в наших глазах и начинается он примерно так:

  1. Фотоприем: Лучи света достигают наших зрачков и активируют рецепторные клетки сетчатки.
  2. Передача и базовая обработка: Сигналы, производимые этими клетками, передаются через зрительный нерв в мозг.

Чтобы получить представление о сложности этой когнитивной функции, попробуйте подумать о своем мозге, когда вы смотрите на футбольный мяч. Какие факторы вы должны определить?

  • Освещение и контраст: Вы можете видеть линии, которые более или менее освещены и имеют параметр, отличный от остальных объектов вокруг и позади него.
  • Размер: это круглый объект с окружностью около 27 дюймов.
  • Форма: она круглая.
  • Цвет: Белый с черными пятиугольниками. Если бы свет внезапно исчез, мы все равно знали бы, что он черно - белый.
  • Размеры: Он трехмерный, а это значит, что это сфера.
  • Движение: сейчас он не движется, но восприимчив к движению.
  • Единицы измерения: есть один, и он отличается от земли и т.д.

Если вам показалось, что это много шагов, подумайте о том, как ваш мозг делает это постоянно и очень быстро в течение всего дня. Всякий раз, когда вы смотрите на что-либо, ваш мозг воспринимает всю информацию и придает ей смысл для вас. Кроме того, мозг не пассивно воспринимает получаемую информацию, но на самом деле предоставляет информацию и помогает завершить все, что он видит (это поможет вам узнать, что шар круглый, даже если он плоский на картинке). В целом, хорошее восприятие зависит от того, как работают все области вместе.

Посмотрев на стол, мозг идентифицирует все на нем одним взглядом, позволяя вам быстро реагировать на него. Знание этого помогает понять, насколько важно иметь хорошее визуальное восприятие и как оно играет большую роль в повседневной жизни.

Например, если один из процессов зрительного восприятия потерпит неудачу, есть шанс подвергнуть опасности себя или окружающих. Очень важно быстро понять, насколько близко две машины находятся друг к другу, как быстро они едут и т.д. Что было бы невозможно, если бы визуальное восприятие было плохим.  Недостаточное зрительное восприятие у детей, может быть вызвано множеством проблем и трудностей разного уровня.  Необходимо понимать, что 80% окружающей информации ребенок получает через зрение.

Ребенок получит большую пользу от развитого зрительного восприятия, так как это позволит ребенку лучше понимать изучаемый материал в целом.

Как можно восстановить или улучшить зрительное восприятие?

Как и все когнитивные способности, зрительное восприятие можно тренировать и улучшать. Ряд упражнений и игр, предложенных в данной статье, могут помочь тренировать эту способность.

Проводя коррекционную работу в этом направлении, необходимо использовать различные методы и приемы развития зрительного восприятия детей, например:

  • Прием демонстрации объекта. Для детей с нарушением зрения при использовании данного приема должен соблюдаться ряд требований: демонстрация на контрастном фоне, статичность объекта, использование указки и алгоритма обследования (весь объект, основные элементы, мелкие детали). Используется с целью ознакомления с объектом, а также с целью организации последовательного зрительного обследования.
  • Прием показа способа решения задачи, способа действия, способа выполнения задачи.
  • Прием использования зрительного образца. Достаточно важный прием, так как у детей с нарушением зрения, зрительные образы не точны и быстро распадаются. Образец помогает восстановить образ.
  • Использование наглядного материала и пособий. Важность использования данного приема в том, что зрительное восприятие — это непосредственное отражение, поэтому для обеспечения зрительной нагрузки с целью развития процесса зрительного восприятия педагог использует разнообразный визуальный наглядный материал. Подбираемый материал должен быть доступен для зрительного анализа, с его помощью должно осуществляться решение задач коррекционной работы. Так же по своему содержанию и исполнению материал должен быть привлекательным и интересным для детей.

В зависимости от этапа обучения необходимо подбирать задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком.

Ниже описаны игры и упражнения с помощью которых вы сможете самостоятельно начать коррекционную работу над данной проблемой с вашим ребенком или небольшой группой детей. Данные игры простые и эффективные, доступные и понятные.

Игры и упражнения для развития зрительного восприятия

  1. Найди сходства и различия.

Суть игры в рассматривании и назывании реальных предметов, выделении

в них главных и второстепенных деталей, поиске в предметах черт сходства и различия. Ведущий дает ребенку инструкцию: «Назови все красное (круглое, деревянное...)». Ребенок перечисляет окружающие предметы по названому признаку. По ходу игры ведущий задает основание для выделения в Окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные предметы нельзя. Игра проходит несколько циклов, каждый из которых

начинается тогда, когда будут названы все окружающие ребенка предметы, соответствующие названному признаку.

  1. Одинаковые по форме.

Перед началом игры выбирают ведущего и каждый участник получает набор геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же Форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную карточку.

Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных карточек.

Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».

  1. Рассели жильцов.

Перед началом игры рисуется многоэтажный дом (или дается готовая схема), где видны этажи, квартиры. Дается также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть

выбран на усмотрение ребенка (форма, цвет, материал, из которого он

сделан, и т.д.).

  1. Отгадай признак.

Взрослый берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий Признак, ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т.д.

  1. Чем похожи? Чем отличаются?

Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются ребенку, а за каждый правильно указанный им признак сходства или отличия Начисляется поощрительный балл, в конце игры подводится итог.

  1. Разноцветные пуговицы.

Название игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Взрослый предлагает ребенку в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как выполняется задание, необходимо обсудить с ним основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию.

  1. Найди в мешочке.

В «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.) Ребенок по очереди достает из мешочка предметы и объединяет их в группы – подходящие к подходящим. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игрока с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.

  1. Найди одинаковые множества.

Игровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков.

  1. Найди отличия.

Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.

  1. Заплатки.

В этой игре ребенку предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных. Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если ребенку будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам самостоятельно с помощью карандашей.

  1. От светлого к темному.

Игровой материал – одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача – как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой.

  1. Шерлок Холмс.

Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса». Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число.

  1. Угадай, что изменилось?

Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Ребенку предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие–либо изменения в их расположении. Открыв глаза, ребенок должен отгадать, что изменилось в расположении картинок.

  1. Склеенные слова.

Для игры ребенку предлагаются карточки, содержащие «склеенные» (т.е. соединенные без пробелов) слова. Задача игрока — отделить слова друг от друга вертикальной чертой и посчитать общее количество слов в каждой строке, например:

слонкорова

туфликорзиначасы

фартукписьморабугасвет

песнякроватьсанкимедведьчерепаха

коверпонисамолетперчаткисекундамальчики.

  1. Корректоры.

Игровая задача – как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для игры тексте (например, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно–три заданных ведущим слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Данную работу ребенок должен проделать за определенное время.

  1. Расшифруй письмо.

Взрослый зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Ребенок должен правильно расшифровать (прочитать) слово. Вариант игры – ребенок сам «кодирует» с помощью выбранных значков слова и предлагает их вам прочитать.

Вышеперечисленные игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, играют немаловажную роль успешной адаптации в окружающем мире и интеграции в школьном обучении наших детей и помогают если не восстановить, то помочь улучшить существующие пробелы.

 

Голосенюк Галина Александровна,

воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)