Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Часто болеющие дети - это не диагноз, а медицинский термин, который означает диспансерную группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями.
К группе часто болеющих детей (ЧБД) принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Отечественные педиатры относят детей к группе часто болеющих на основании критериев, предложенных В.Ю.Альбицким и А.А.Барановым
Критерии включения детей в группу часто и длительно болеющих
Возраст |
Количество эпизодов ОРИ в год |
Первый год жизни |
4 и более |
До 3 лет |
6 и более |
4-5 лет |
5 и более |
Старше 5 лет |
4 и более |
ЧБД - это не только медицинская, но и актуальная социально - экономическая проблема. Частые ОРВИ у детей могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей его общения со сверстниками, к формированию педагогических проблем (снижению успеваемости, отставанию от учебной программы и т.д.) и нарушению психологического климата в семье, а в целом - к снижению качества жизни ребенка.
Причины частой простудной заболеваемости детей
Согласно данным исследований, довольно часто основой для развития транзиторных нарушений иммунитета у детей являются паразитозы, чаще лямблиозы, которые требуют серьезного лечения. Не менее актуально и носительство патогенных микроорганизмов, локализующихся чаще в области носоглотки, или наличие хронических очагов инфекции в организме.
Следует искать и целенаправленно лечить: паразитозы, хроническую инфекцию ЛОР-органов, инфекции мочевых путей, проводить коррекцию дисбиоза кишечника и другой патологии желудочно-кишечного тракта.
Обращает на себя внимание 100%-ное присутствие в группе ЧБД заболеваний органов желудочно-кишечного тракта: хронические заболевания по типу гастродуоденита, колита, развитие дисбактериоза кишечника, хронического холецистита и т.д., что говорит о непосредственной связи работы ЖКТ и иммунной системы.
Известно, что ЖКТ, в частности, кишечник является важным звеном иммунной системы организма и самым большим иммунным органом человека, где сосредоточено около 80% всех иммуно - компетентных клеток (около 600 лимфатических узлов). В случае нарушения микрофлоры, раздражения кишечника, возникновения воспалительных процессов в нём, часто протекающих бессимптомно, практически вся иммунная и лимфатическая система задействована в ликвидации данной патологии.
При таком процессе возникает недостаточность иммунных сил организма, требуемых для сопротивления болезнетворным микроорганизмам и вирусам, поступающим извне, через носоглотку. Также лимфатические узлы могут воспаляться не только местно в районе кишечника, но и в других отделах организма, вызывая иногда сдавление и смещение органов (например, воспалённая лимфатическая "подушка" под диафрагмой, при этом на рентгене будет диагностироваться "высокое положение диафрагмы", а, следовательно, будут "сдавлены" нижние отделы лёгких, что может вызвать застойные явления в лёгких, хронический насморк и кашель; может страдать сердце и другие органы).
Понимание механизма возникновения патологии в пищеварительном процессе позволяет увидеть возможности, как повлиять на этот процесс с целью оздоровления.
Для правильного процесса переваривания пищи нужно, чтобы желчный пузырь выделил желчь, а поджелудочная железа выделила пищеварительные ферменты. Если этого не происходит, то пища не переваривается должным образом и возникает риск развития синдрома избыточного микробного обсеменения тонкого кишечника, дисбактериоза и, в последующем, синдрома раздраженного кишечника. Начинает размножаться патогенная флора, в которой, как правило, преобладает грибок кандида (candida albicans) и развивается кандидоз кишечника.
При нарушении оттока желчи в пузыре из-за её застоя может развиться воспаление - хронический холецистит. Избыточное количество резко поступившей желчи сильно раздражает слизистые тонкого кишечника, что приводит к его ускоренной моторике и диарее. Развивается так называемая дискинезия желчевыводящих путей или ДЖВП. Если этот процесс носит хронический характер, то преобладает размножение патогенной флоры, а бифидобактерии, поступающие в составе препаратов от дисбактериоза, просто не могут, не успевают прижиться в кишечнике. В этом причина безуспешного избавления от дисбактериоза.
Нельзя исключать влияние психо-соматического фактора, стрессов на процесс пищеварения, т.к. возникающие в результате мышечные спазмы также негативно влияют на синхронизацию процессов пищеварения. Также влияют на частую заболеваемость такие психологические факторы, как чрезмерная зависимость от взрослого, психологический инфантилизм, повышенная тревожность. Причиной развития тревожности может стать смена социальных отношений при посещении детского сада. Детская тревожность может быть следствием личностной тревожности матери или при воспитании, основанном на завышенных требованиях, с которыми ребёнку трудно справиться. В таких случаях рекомендуется психологическая помощь не только ребёнку, но и его семье.
После выявления медицинской первопричины, проведения медикаментозного лечения и устранения психологических проблем, следует принять меры по восстановлению иммунных сил организма и последующей профилактике подобных состояний. В комплексе оздоравливающих процедур рекомендуется гимнастика.
Приступать к занятиям ЛФК следует после консультации с врачом.
Таким образом, при восстановлении иммунитета при ЧБД средствами ЛФК выявляются следующие цели: способствовать синхронизации процессов оттока желчи и пищеварения, стимулировать лимфатическую, дыхательную, сердечно - сосудистую, выделительную системы, развить навыки саморегуляции в отношении психо - эмоционального фона, ввести полезные двигательные физкультурно - профилактические привычки в режим дня.
Главными задачами ЛФК при частой заболеваемости являются:
- Обучить ребёнка лечебно-профилактическим упражнениям и ввести их в режим дня для лечения и предупреждения застойных и воспалительных процессов в организме, улучшения оттока желчи, а также для улучшения адаптационных возможностей организма. Обучить методам стимуляции лимфатической системы.
- Обучить правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции, т.к. с дыханием связаны кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.
Полезные двигательные привычки. Стимуляция лимфотока.
- Чтобы помочь лимфатической системе, утром, после пробуждения выполняем упражнение: лёжа в кровати на спине, поднять расслабленные ноги и руки вверх и слегка потрясти ими около 30 секунд.
- Массаж или самомассаж стоп рефлекторно стимулирует лимфатическую систему. Выполняем упражнение: растирающие движения вдоль стопы, затем захват и сжатие каждого участка стопы, особое внимание уделить болезненным и жёстким участкам. Завершить массаж поглаживанием.
- Проверяем и нормализуем кровоток в органах ЖКТ (исключительно до еды). Выполняем упражнение: лёжа на спине, ноги согнуть, стопы поставить. Осуществлять давление вторым и третьим пальцами руки на точку на два пальца выше пупка, отмечая при этом, где в брюшной полости появился дискомфорт (что будет свидетельствовать о недостаточном кровоснабжении этого участка и возможном воспалении в нём, одновременно улучшая кровоток). Держать пальцы до исчезновения неприятных ощущений, при этом медленно глубоко дышать животом, то поднимая стенку живота, то опуская вниз.
- Чтобы нормализовать отток желчи в пузыре необходимо выполнять упражнение: перед едой делать наклоны. Малышу с этой целью можно предложить покатать машинку по полу или покатать его на гимнастическом мяче, выложив на живот. Подойдут упражнения с наклонами вперёд.
- Перед сном для лучшего расслабления и освобождения мышц тела от спазмов, которые могут оставаться во время сна и препятствовать полноценному отдыху, а также в качестве профилактики спазмических состояний в ЖКТ рекомендуется провести прогрессивную релаксацию мышц.
Выполняем упражнение: Лёжа на спине в кровати сделать медленный глубокий вдох носом и, задержав дыхание, слегка напрячь все мышцы ног. С выдохом полностью расслабить мышцы ног до ощущения легкости в них. Таким способом расслабляем поочерёдно все отделы тела: руки, мышцы пресса, мышцы груди, мышцы лица.
Данный метод будет являться профилактикой психосоматических причин расстройств ЖКТ, если при напряжении мышц вспомнить неприятное тревожащее переживание, а при расслаблении отпустить его и подумать о чём – то приятном.
- В момент возникновения волнения, стресса, длительной нервной напряжённости, в районе солнечного сплетения может возникнуть мышечный "зажим", вызывающий спастическое состояние желчного пузыря. Для снятия такого состояния нужно сосредоточиться на глубоком медленном дыхании диафрагмой.
- Выполняем упражнение: достаточно три-четыре вдоха-выдоха для улучшения состояния.
Обучение диафрагмальному дыханию
Диафрагмальное дыхание – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при движении диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными. Основная польза диафрагмального дыхания в том, что оно задействует полный объём лёгких, а это благотворно сказывается на общем состоянии организма и на его защитных возможностях при столкновении с вирусами и бактериями.
Воздействие диафрагмального дыхания:
- производит массаж внутренних органов, улучшая кровообращение и тонус сосудов: руки и ноги становятся тёплыми, улучшает пищеварение, работу кишечника и общее функционирование желудочно- кишечного тракта; помогает при хронических запорах;
- улучшает вентиляцию лёгких, рабочий объём которых может увеличиться на 10‒30 %: лёгкие очищаются от слизи, пыли;
- обеспечивает полноценное питание всех органов за счёт эффективного газообмена между вдыхаемым кислородом и выдыхаемым углекислым газом: нормализуется вес;
- обладая успокаивающим действием, снимает мышечное напряжение в области таза, живота и грудного отдела.
Выполняем упражнение: лёжа на спине на ровной поверхности (или в постели), согнув колени. Положить одну руку на грудную клетку, а другую на живот (чуть ниже грудной клетки). Медленно вдохнуть через нос таким образом, чтобы выпячивался живот (рука на груди должна оставаться неподвижной, в то время как рука на животе подниматься). При выдохе через сжатые губы, рука на животе должна опуститься в исходное положение. Выдох должен быть расслабленным и слегка контролируемым. Выполнять от 5 до 10 минут, по возможности несколько раз в день.
Комплекс упражнений диафрагмального дыхания для детей младшего возраста.
«Рыбка». Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. При вдохе носом живот выпячивается, а значит, игрушка, стоящая на нем, поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет она по мне.
«Бегемотик». Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Из положения сидя. Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
«Бегемотики»
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается,
То животик опускается.
Физические упражнения при частой заболеваемости, способствуют укреплению всех органов и систем, улучшению функции дыхания, ускорению рассасывания при воспалительных процессах, уменьшению проявления бронхоспазма, обеспечению отделения и выведения мокроты, уменьшению интоксикации продуктами воспаления, стимуляции кровообращения, коррекции дисбиотических и обменных нарушений.
Тем самым в игре при помощи физических упражнений идет восстановление иммунитета и оздоровление ребенка в целом.
Список литературы:
- Балева Л.С., Вавилова В.Л., Доскин В.А. и др. Современные подходы к лечению и реабилитации часто болеющих детей (медицинская технология), М., 2006, 46 с.
- Безруков К.Ю., Стернин Ю.И. Часто и длительно болеющий ребенок, СПб: ИнформМед, 2011. - 168 с.
- Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления, Саратов, 1986. - 228 с.
- Иванова Н.А. Часто болеющие дети. РМЖ. 2008. Т. 16. № С.183-185
- Романюк Ф.П., Алферов В.П., Сидорова Т.А., Харит С.М. Часто и длительно болеющие дети. Дифференциальная диагностика, лечение и профилактика. Руководство для педиатров.- СПбМАПО, СПб, 2008. - 178 с.
Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и спорту КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»
Пишкова Наталья Олеговна