Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Дошкольный и младший школьный возраст является важным периодом в формировании словесно-логического мышления. Именно в это время дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные выводы

Однако при общении с ребенком с тяжелыми нарушениями речи, а также с детьми, у которых доминирует правое полушарие, многие родители отмечают, что их логика не совпадает с представлениями взрослых. В своем рассуждении малыш часто переворачивает информацию «с ног на голову», что говорит об особенности развития речи, мышления, пространственных представлений, от которых зависит понимание и употребление логико-грамматических конструкций. Логико-грамматические (квазипросранственные) конструкции – это последовательно и грамотно выстроенные речевые выражения, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.

Специалисты постоянно обращают внимание родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на возникающие у ребят трудности:

  • в ориентации схемы собственного тела;
  • непонимание пространственных отношений между предметами;
  • в ориентации на плоскости;
  • в установлении причинно-следственных связей;
  • непонимание логико-грамматических отношений;
  • практически недоступен для понимания переносный смысл фразеологизмов и пословиц.

Самая простая и доступная возможность помочь своему ребенку справиться с этими трудностями – этот поиграть с ним.  Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и младшие школьники с ОВЗ лучше усваивают материал в игровой деятельности. Поэтому эффективнее всего для формирования логико-грамматических конструкций использовать дидактические игры сначала с опорой на наглядность (игрушки, предметы, схемы и картинки), а затем в форме словесных игр. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая и игровая. Первая помогает усваивать ребенку новые знания и умения, а вторая, ради которой действует малыш, стимулирует любознательность и мотивацию к обучению.  Дидактические игры позволяют многократно повторять необходимые ребенку упражнения до формирования определенного навыка.

 Помните:

  • игры и упражнения распределяются по принципу: «от простого к сложному»;
  • старайтесь, чтобы весь речевой материал проговаривался детьми, исправляйте аграмматизмы (ошибки лексического и грамматического характера) в речи.
  • в ходе игры ребенок должен достигнуть поставленной цели, приобрести определенные навыки (возможно, не с первого раза), а не просто рассмотреть картинки, поиграть с предметами и повторить необходимые слова за взрослым;
  • важно менять виды игр и упражнений, чтобы поддерживать интерес детей.

Некоторые примеры дидактических игр для развития логико-грамматических конструкций, которые вы можете приобрести в магазине и использовать для занятий с ребенком.

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными ранее пространственными представлениями.

«Пингвины и стульчики»

Набор состоит из разноцветных пингвинов, стульчиков и ковриков, разных по форме. На первом этапе предлагаем ребенку расставить пингвинов по образцу, как на картинке. На втором этапе взрослый проговаривает, где должен стоять пингвин (на стуле, перед стулом и т.д.), а малыш расставляет фигурки согласно инструкции.

 «Зашифрованное послание»

Нарисуйте несколько фраз с разными предлогами. Если вы не умеете рисовать, то воспользуйтесь карточками из игры-лото «Читаем и составляем предложения», которая содержит 144 картинки.

   

С их помощью составьте предложение и предложите ребенку «прочитать» зашифрованное послание из картинок.   Ребенок должен «прочитать» послание, содержание которого ясно из набора картинок, и записать его (если умеет). Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

Формирование логико-грамматических конструкций невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

«Скажи наоборот» (можно играть с мячом)

Взрослый называет слово и кидает мяч ребенку, а ребенок подбирает антоним (противоположное по смыслу слово) и возвращая мяч обратно взрослому. Например: близкий — далекий, высокий — низкий, широкий — узкий и т. п.

«Три подружки» (логическая задачка)

Дружили три девочки: Аня, Света и Даша. Света выше Ани, Аня выше Даши. Посмотри на картинку и угадай, кого как зовут. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

 

«Кто старше?»

 

Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т. п.).

   «Покажи на рисунке»

 

- Где бабушка внучки?

- Где бабушкина внучка?

- Где внучка бабушки?

- Где внучкина бабушка?

 «Бывает – не бывает»

Ребенку нужно распознать бывает или не бывает названный факт: «Бабушка варит компот. Компот варит бабушка. Компот варит бабушку. Компот сварен бабушкой. Бабушкой сварен компот. Бабушка сварена компотом. Компотом сварена бабушка».

Формирование логико-грамматических конструкций также зависит от уровня развития лексико-грамматического строя речи и словесно-логического мышления. Рекомендуем родителям и педагогам замечательное пособие И. Ю. Оглоблиной «Развиваем речь и мышление» (практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). В   пособии представлен речевой материал по 28 лексическим темам, позволяющий последовательно развивать словесно – логическое мышление у ребят.

«История в картинках»

Предлагаем ребенку составить из серии картинок (3-7 штук в зависимости от возраста и уровня развития) историю и озаглавить её. Ребенок должен последовательно разложить картинки так, чтоб получился рассказ, затем пересказать и дать ему название.

 Обращаем внимание:

  • на расположение, основанное на логике событий;
  • на грамматику рассказа;
  • на заголовок, подчеркивающее суть (главное) истории.

Примечание: взрослый помогает ребенку, направляя его мысль словом, мимикой или жестом. Отмечает, что предложения, которые ребенок составил «дружат» между собой и рассказывают об одном и том же, поэтому у него получился интересный рассказ.

«Мини – изложение»

Изложение – вид творческой работы, основанной на чужих впечатлениях и мыслях. Тексты рекомендуется выбирать короткие, но включающие в себя описание цепочки событий. На первом этапе можно использовать картинки для опоры.

Ход работы:

  • читаем вслух ребенку текст;
  • предлагаем ему ответить на простейшие вопросы по содержанию, чтобы проверить, как он понял смысл отдельных слов и всего текста в целом;
  • ребенок «про себя» самостоятельно читает текст;
  • предлагаем пересказать текст и озаглавить его;
  • ребенок записывает текст, как можно подробно;
  • просим ребенка вслух прочитать написанный текст, проверяя и внося в него изменения, если это необходимо.

Обращаем внимание:

  • на логичность изложение;
  • на адекватное употребление слов, построение предложений;
  • на допущенные орфографические ошибки, выясняя вместе с ребенком правильное написание слов.

Примечание: время для написания не ограничивается.

Обучение становится интересным, если превратить его в захватывающую игру. А специально подобранные игры, задания и упражнения, используемые в разных видах речевой деятельности, способствуют лучшему усвоению детьми с ОВЗ пространственных представлений, пониманию сложных логико-грамматических конструкций, развитию словесно-логического мышления, а значит, успешной подготовке ребенка к обучению в школе.

 

Логинова Светлана Владимировна, учитель-логопед

КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)