![]() |
Дошкольный и младший школьный возраст является важным периодом в формировании словесно-логического мышления. Именно в это время дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать собственные выводы |
Однако при общении с ребенком с тяжелыми нарушениями речи, а также с детьми, у которых доминирует правое полушарие, многие родители отмечают, что их логика не совпадает с представлениями взрослых. В своем рассуждении малыш часто переворачивает информацию «с ног на голову», что говорит об особенности развития речи, мышления, пространственных представлений, от которых зависит понимание и употребление логико-грамматических конструкций. Логико-грамматические (квазипросранственные) конструкции – это последовательно и грамотно выстроенные речевые выражения, которые отражают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения.
Специалисты постоянно обращают внимание родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на возникающие у ребят трудности:
- в ориентации схемы собственного тела;
- непонимание пространственных отношений между предметами;
- в ориентации на плоскости;
- в установлении причинно-следственных связей;
- непонимание логико-грамматических отношений;
- практически недоступен для понимания переносный смысл фразеологизмов и пословиц.
Самая простая и доступная возможность помочь своему ребенку справиться с этими трудностями – этот поиграть с ним. Игра – ведущая деятельность дошкольника, да и младшие школьники с ОВЗ лучше усваивают материал в игровой деятельности. Поэтому эффективнее всего для формирования логико-грамматических конструкций использовать дидактические игры сначала с опорой на наглядность (игрушки, предметы, схемы и картинки), а затем в форме словесных игр. Дидактическая игра имеет две цели: обучающая и игровая. Первая помогает усваивать ребенку новые знания и умения, а вторая, ради которой действует малыш, стимулирует любознательность и мотивацию к обучению. Дидактические игры позволяют многократно повторять необходимые ребенку упражнения до формирования определенного навыка.
Помните:
- игры и упражнения распределяются по принципу: «от простого к сложному»;
- старайтесь, чтобы весь речевой материал проговаривался детьми, исправляйте аграмматизмы (ошибки лексического и грамматического характера) в речи.
- в ходе игры ребенок должен достигнуть поставленной цели, приобрести определенные навыки (возможно, не с первого раза), а не просто рассмотреть картинки, поиграть с предметами и повторить необходимые слова за взрослым;
- важно менять виды игр и упражнений, чтобы поддерживать интерес детей.
Некоторые примеры дидактических игр для развития логико-грамматических конструкций, которые вы можете приобрести в магазине и использовать для занятий с ребенком.
Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными ранее пространственными представлениями.
«Пингвины и стульчики»
Набор состоит из разноцветных пингвинов, стульчиков и ковриков, разных по форме. На первом этапе предлагаем ребенку расставить пингвинов по образцу, как на картинке. На втором этапе взрослый проговаривает, где должен стоять пингвин (на стуле, перед стулом и т.д.), а малыш расставляет фигурки согласно инструкции.
«Зашифрованное послание»
Нарисуйте несколько фраз с разными предлогами. Если вы не умеете рисовать, то воспользуйтесь карточками из игры-лото «Читаем и составляем предложения», которая содержит 144 картинки.
С их помощью составьте предложение и предложите ребенку «прочитать» зашифрованное послание из картинок. Ребенок должен «прочитать» послание, содержание которого ясно из набора картинок, и записать его (если умеет). Предложите ребенку самому придумать и написать вам аналогичные послания с известными ему предлогами.
Формирование логико-грамматических конструкций невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.
«Скажи наоборот» (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово и кидает мяч ребенку, а ребенок подбирает антоним (противоположное по смыслу слово) и возвращая мяч обратно взрослому. Например: близкий — далекий, высокий — низкий, широкий — узкий и т. п.
«Три подружки» (логическая задачка)
Дружили три девочки: Аня, Света и Даша. Света выше Ани, Аня выше Даши. Посмотри на картинку и угадай, кого как зовут. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?
«Кто старше?»
Покажи на рисунке, кто кого старше, моложе (и т. п.).
«Покажи на рисунке»
- Где бабушка внучки?
- Где бабушкина внучка?
- Где внучка бабушки?
- Где внучкина бабушка?
«Бывает – не бывает»
Ребенку нужно распознать бывает или не бывает названный факт: «Бабушка варит компот. Компот варит бабушка. Компот варит бабушку. Компот сварен бабушкой. Бабушкой сварен компот. Бабушка сварена компотом. Компотом сварена бабушка».
Формирование логико-грамматических конструкций также зависит от уровня развития лексико-грамматического строя речи и словесно-логического мышления. Рекомендуем родителям и педагогам замечательное пособие И. Ю. Оглоблиной «Развиваем речь и мышление» (практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). В пособии представлен речевой материал по 28 лексическим темам, позволяющий последовательно развивать словесно – логическое мышление у ребят.
«История в картинках»
Предлагаем ребенку составить из серии картинок (3-7 штук в зависимости от возраста и уровня развития) историю и озаглавить её. Ребенок должен последовательно разложить картинки так, чтоб получился рассказ, затем пересказать и дать ему название.
Обращаем внимание:
- на расположение, основанное на логике событий;
- на грамматику рассказа;
- на заголовок, подчеркивающее суть (главное) истории.
Примечание: взрослый помогает ребенку, направляя его мысль словом, мимикой или жестом. Отмечает, что предложения, которые ребенок составил «дружат» между собой и рассказывают об одном и том же, поэтому у него получился интересный рассказ.
«Мини – изложение»
Изложение – вид творческой работы, основанной на чужих впечатлениях и мыслях. Тексты рекомендуется выбирать короткие, но включающие в себя описание цепочки событий. На первом этапе можно использовать картинки для опоры.
Ход работы:
- читаем вслух ребенку текст;
- предлагаем ему ответить на простейшие вопросы по содержанию, чтобы проверить, как он понял смысл отдельных слов и всего текста в целом;
- ребенок «про себя» самостоятельно читает текст;
- предлагаем пересказать текст и озаглавить его;
- ребенок записывает текст, как можно подробно;
- просим ребенка вслух прочитать написанный текст, проверяя и внося в него изменения, если это необходимо.
Обращаем внимание:
- на логичность изложение;
- на адекватное употребление слов, построение предложений;
- на допущенные орфографические ошибки, выясняя вместе с ребенком правильное написание слов.
Примечание: время для написания не ограничивается.
Обучение становится интересным, если превратить его в захватывающую игру. А специально подобранные игры, задания и упражнения, используемые в разных видах речевой деятельности, способствуют лучшему усвоению детьми с ОВЗ пространственных представлений, пониманию сложных логико-грамматических конструкций, развитию словесно-логического мышления, а значит, успешной подготовке ребенка к обучению в школе.
Логинова Светлана Владимировна, учитель-логопед
КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка»