![]() |
Игра является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Она нравится как детям, так и взрослым, потому что игра – это естественная потребность человека и является ведущим видом деятельности дошкольного возраста. Она приносит радость и счастье, удовлетворение и в то же время представляет собой способ, с помощью которого дети узнают о себе, о других и о мире, который их окружает; они приобретают навыки и создают социальные отношения. У ребенка достаточно времени для игр и для того, чтобы убедиться, что игра является неотъемлемой частью его жизни. Фома игры и метод взаимодействия в игре взрослого и ребенка определяют способ его развития. |
Дети давно придумывали игры. Они создают их сегодня, для себя и с учетом своих желаний. Игры - их естественная потребность и одно из их основных занятий. А какие же игры дети любят больше всего и почему? Игры, предлагающие ролевое взаимодействие, где главный герой допускает самоутверждение и самопознание. Игры динамичные, в содержании которых достаточно действий (моторики) и быстрой интеллектуальной реакции на решение задачи. Игры, которые пробуждают детскую искру здорового юмора и создают хорошее настроение. Однако самыми полезными являются игры, в которых сочетаются все вышеперечисленные качества.
Существует множество исследований, указывающих на роль и важность игры для развития физических, моральных, интеллектуальных, социальных и эмоциональных характеристик ребенка. Многочисленные поколения выросли на традиционных играх, а появление современных видов игр расширяют возможности развития. Игры привлекают и удерживают внимание детей своим содержанием, они создают хорошее настроение. Некоторые из них предлагают различные способы решения поставленной задачи, например, те, которые приводят детей к созданию нового содержания.
Игра - это занятие, которое доминирует в жизни детей и имеет особое значение в их развитии и обучении, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому в образовательном процессе детей большое внимание уделяется созданию условий для спонтанной игры или целенаправленных игр, а также игр с заранее установленными взрослыми правилами для достижения определенных педагогических эффектов. Дидактические и мобильные игры представляют собой лишь элементы целенаправленно организованного и направленного образовательного процесса. Чаще всего взрослый дает детям содержание дидактических и мобильных игр, а также правила их выполнения.
Сегодня игра и образовательный процесс связаны, учитывая тот факт, что игра не должна терять свою «душу», потому что как занятие она очень интересует детей и мотивирует их. Воспитателю или родителю сотрудничать с детьми эффективнее в игре, предлагая проблему, а не окончательные решения. Кроме того, взрослый должен помочь им осознать свои возможности - стать партнером в игре. Обучение через игру означает управление психофизическими возможностями ребенка, но в то же время игру следует рассматривать как основу творчества и спонтанности ребенка.
Наиболее распространенным видом игры в обучении детей является дидактические игры. С их помощью дети получают организованную и творческую мотивацию, в соответствии с их собственными способностями, они познают мир, который их окружает, а также свои умственные, коммуникативные, личностные и другие характеристики.
Дидактическая игра представляет собой форму, с помощью которой дети интересным образом обновляют, распространяют, проверяют и закрепляют свой опыт и способности, а приобретенные знания, опыт и впечатления выражаются и применяются в новых жизненных и образовательных ситуациях. Дидактические игры способствуют общему развитию ребенка: они направляют его внимание, когда речь идет о восприятии и наблюдении за объектом, сравнивая сходства и различия, поощряют фантазию и творчество. Содержание дидактических игр расширяет общую картину мира, которую имеют дети, направляет их любопытство, поощряет их речевую активность, обогащает словарный запас и стимулирует устное общение. С помощью специально структурированных игр (логико-математических) ребенок развивает логическое мышление и создает особые образовательные ситуации, в которых осваивает интеллектуальные процессы.
Помимо современных дидактических игр существует множество показателей, которые определяют ценность и важность применения старых, традиционных детских игр. Говоря о своих любимых детских играх, взрослые должны рассказать о том, как они их пережили и в какой степени это помогло им войти в социум. Этим играм учились от старших детей (в первую очередь от братьев и сестер), а затем от взрослых (членов семьи и учителей). Даже сегодня дети с удовольствием играют в старые традиционные игры, несмотря на появление компьютерных игр (которые могут сдерживать некоторые сферы развития детей и их творческих способностей). Сохранение народных традиций посредством игр необходимо для сохранения культуры нашего народа, молодого поколения и наших потомков, их воспитания на основе проверенных традиционных ценностей.
Традиционные игры - это сокровище, которое мы должны беречь и хранить. Они являются мощным инструментом обучения, потому что с их помощью мы приобретаем знания, культурный опыт, развиваем позитивные привычки и навыки. С помощью традиционных игр дети осознают свою потребность двигаться, приобретают важные переживания, развивают и испытывают эмоции и впечатления, активизируют все их чувства. Благодаря этим играм удовлетворяются социальные потребности, такие как контакты со сверстниками и взрослыми – они становятся их образцами для подражания, игроки знакомятся со своей группой или противниками, они общаются, самоорганизуются, обсуждают и договариваются в игре, они учатся демократически выбирать своего лидера (капитана), коллективно радуются, учатся взаимодействовать в группе, развивают воображение и абстрактное мышление.
Ольга Олеговна Астахова, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»