Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Что же такое режим дня и каково его значение для детей с нарушениями в развитии? Режим дня – это чёткий и последовательный распорядок жизни человека в течении суток, который предусматривает очерёдность сна и бодрствования, приёма пищи, а также наиболее рациональную организацию различных видов деятельности

Дети с нарушениями в развитии нуждаются в особом режиме и специально созданных для них условиях, так как зачастую они:

  • быстро устают;
  • ощущают эмоциональный дискомфорт и напряжённость при одной и той же деятельности;
  • испытывают истощаемость нервных процессов, возбудимость, двигательное беспокойство, заторможенность.

Поэтому для успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья очень важен продуманный режим дня.

Хочется отметить, что, как правило, у каждого ребёнка с нарушениями развития есть определённые особенности, поэтому важно соблюдать правила распорядка дня, который:

  • должен соответствовать психофизиологическим особенностям конкретного ребёнка;
  • соблюдаться неукоснительно;
  • быть гибким, ориентированным на время года, диагноз и  самочувствие ребёнка.

Стабильный распорядок дня способствует:

  • развитию уверенности в себе;
  • формированию умения адаптироваться к окружающей среде;
  • вырабатыванию навыков саморегуляции, самоуправления и социального взаимодействия;
  • снижению тревожности.

Правильно подобранный режим дня позволяет оптимизировать время обучения, коррекционно-развивающих занятий и терапевтических процедур, что способствует более эффективному прогрессу в развитии ребёнка.

Регулярные временные интервалы для двигательной активности, питания и отдыха очень важны для поддержания физического и эмоционального благополучия. Режим дня помогает создавать структурированную и поддерживающую среду, а эта среда благотворно сказывается на улучшении самочувствия ребёнка и повышению уровня его комфорта.

Для некоторых детей идеальным вариантом будет использование визуального расписания – это тот же режим дня, но составленный из картинок, отображающих определенное действие. Сначала взрослый учит с ребенком что обозначают картинки, потом вместе выстраивают необходимый распорядок, затем учатся его соблюдать.

Хочется отметить, что режим дня особенно необходим детям с расстройством аутического спектра. Они нередко испытывают стресс в ситуациях изменений и неопределённости, поэтому грамотно составленный и неукоснительно соблюдаемый распорядок позволяет им ощущать себя комфортно и безопасно, так как они знают, какие события будут происходить в то или иное время.

Режим дня позволяет детям с расстройством аутического спектра:

  • регулировать своё поведение и свои эмоции: они меньше тревожатся, лучше контролируют себя;
  • значительно облегчить процесс обучения и развития навыков;
  • сосредоточиться на поставленных задачах, если они знают о том, какое событие произойдет далее в их дне.

В ежедневный распорядок дня должны быть включены и регулярные медицинские процедуры и обследования, приём врачей. Таким образом, с помощью чётко  установленного и неукоснительно соблюдаемого режима дня, вокруг ребёнка с расстройством аутического спектра формируется предсказуемая среда, что очень важно для его эмоционального и физического благополучия.

Примерный распорядок дня для детей с особенностями развития:

Утро:

7:00 – подъём, гигиенические процедуры.

7:30 – утренняя гимнастика.

8:00 – завтрак.

9:00 – индивидуальные занятия (с логопедом-дефектологом, психологом и др.).

День:

12:00 – обед.

13:00 – отдых, свободные игры.

14:00 – занятия в группах (музыка, художественная деятельность).

15:00 – самостоятельная деятельность, игры, творчество.

Вечер:

18:00 – ужин.

19:00 – спокойные игры, слушание или чтение книг, просмотр детских телепередач.

20:30 – подготовка ко сну, гигиенические процедуры, вечерние ритуалы.

21:00 – сон.

Данный режим можно адаптировать под индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Познакомить с режимом дня можно в игровой форме, к примеру, через книгу, герои которой будут следовать распорядку. Одна из таких книг – это «Азбука полезных привычек», авторы: Марьяна Безруких, Татьяна Филиппова.

 

      

В данном произведении Белочка и Зайчик проведут с ребенком целый день и расскажут о том, чем заняты в то или иное время.

С детьми постарше важно вместе заполнить табличку режима дня, пусть она будет яркой и красивой:

 

Например:

 

Помните, главное правило режима дня для ребенка — это желание его выполнять и положительные эмоции от выполнения принятых на себя обязательств.

Желаем успехов!

 

Глушак Галина Викторовна, воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)