Что же такое режим дня и каково его значение для детей с нарушениями в развитии? Режим дня – это чёткий и последовательный распорядок жизни человека в течении суток, который предусматривает очерёдность сна и бодрствования, приёма пищи, а также наиболее рациональную организацию различных видов деятельности |
Дети с нарушениями в развитии нуждаются в особом режиме и специально созданных для них условиях, так как зачастую они:
- быстро устают;
- ощущают эмоциональный дискомфорт и напряжённость при одной и той же деятельности;
- испытывают истощаемость нервных процессов, возбудимость, двигательное беспокойство, заторможенность.
Поэтому для успешного развития детей с ограниченными возможностями здоровья очень важен продуманный режим дня.
Хочется отметить, что, как правило, у каждого ребёнка с нарушениями развития есть определённые особенности, поэтому важно соблюдать правила распорядка дня, который:
- должен соответствовать психофизиологическим особенностям конкретного ребёнка;
- соблюдаться неукоснительно;
- быть гибким, ориентированным на время года, диагноз и самочувствие ребёнка.
Стабильный распорядок дня способствует:
- развитию уверенности в себе;
- формированию умения адаптироваться к окружающей среде;
- вырабатыванию навыков саморегуляции, самоуправления и социального взаимодействия;
- снижению тревожности.
Правильно подобранный режим дня позволяет оптимизировать время обучения, коррекционно-развивающих занятий и терапевтических процедур, что способствует более эффективному прогрессу в развитии ребёнка.
Регулярные временные интервалы для двигательной активности, питания и отдыха очень важны для поддержания физического и эмоционального благополучия. Режим дня помогает создавать структурированную и поддерживающую среду, а эта среда благотворно сказывается на улучшении самочувствия ребёнка и повышению уровня его комфорта.
Для некоторых детей идеальным вариантом будет использование визуального расписания – это тот же режим дня, но составленный из картинок, отображающих определенное действие. Сначала взрослый учит с ребенком что обозначают картинки, потом вместе выстраивают необходимый распорядок, затем учатся его соблюдать.
Хочется отметить, что режим дня особенно необходим детям с расстройством аутического спектра. Они нередко испытывают стресс в ситуациях изменений и неопределённости, поэтому грамотно составленный и неукоснительно соблюдаемый распорядок позволяет им ощущать себя комфортно и безопасно, так как они знают, какие события будут происходить в то или иное время.
Режим дня позволяет детям с расстройством аутического спектра:
- регулировать своё поведение и свои эмоции: они меньше тревожатся, лучше контролируют себя;
- значительно облегчить процесс обучения и развития навыков;
- сосредоточиться на поставленных задачах, если они знают о том, какое событие произойдет далее в их дне.
В ежедневный распорядок дня должны быть включены и регулярные медицинские процедуры и обследования, приём врачей. Таким образом, с помощью чётко установленного и неукоснительно соблюдаемого режима дня, вокруг ребёнка с расстройством аутического спектра формируется предсказуемая среда, что очень важно для его эмоционального и физического благополучия.
Примерный распорядок дня для детей с особенностями развития:
Утро:
7:00 – подъём, гигиенические процедуры.
7:30 – утренняя гимнастика.
8:00 – завтрак.
9:00 – индивидуальные занятия (с логопедом-дефектологом, психологом и др.).
День:
12:00 – обед.
13:00 – отдых, свободные игры.
14:00 – занятия в группах (музыка, художественная деятельность).
15:00 – самостоятельная деятельность, игры, творчество.
Вечер:
18:00 – ужин.
19:00 – спокойные игры, слушание или чтение книг, просмотр детских телепередач.
20:30 – подготовка ко сну, гигиенические процедуры, вечерние ритуалы.
21:00 – сон.
Данный режим можно адаптировать под индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Познакомить с режимом дня можно в игровой форме, к примеру, через книгу, герои которой будут следовать распорядку. Одна из таких книг – это «Азбука полезных привычек», авторы: Марьяна Безруких, Татьяна Филиппова.
В данном произведении Белочка и Зайчик проведут с ребенком целый день и расскажут о том, чем заняты в то или иное время.
С детьми постарше важно вместе заполнить табличку режима дня, пусть она будет яркой и красивой:
Например:
Помните, главное правило режима дня для ребенка — это желание его выполнять и положительные эмоции от выполнения принятых на себя обязательств.
Желаем успехов!
Глушак Галина Викторовна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»