В современном обществе проблема патриотического воспитания стоит достаточно остро. У подрастающего поколения зачастую не сформированы либо обесценены такие понятия, как честь, долг, совесть, чувство гордости за свою страну. Потеря моральных ориентиров повлекла за собой такие явления, как социальное сиротство, рост преступности среди детей и молодёжи, отсутствие позитивной мотивации к учёбе |
Под патриотическим воспитанием следует понимать постепенное формирование и развитие у детей чувства любви к родной стране, её природе, национальной культуре. Задача воспитания патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями достаточно сложна, ведь нравственные качества не могут возникнуть сами по себе, их нужно развивать. Дети с особенностями в развитии имеют ряд психофизиологических особенностей. Этим детям труднее усваивать нормы и правила поведения и общения, им нужно больше времени для того чтобы понять и усвоить, что такое любовь к Родине, к дому и семье. Успешность этого развития зависит от форм, методов воспитания и от среды в которой живет ребёнок. Многие современные родители не уделяют должного внимания развитию гражданских чувств у своего ребёнка и считают главным, чтобы ребенок имел успехи при обучении в детском саду и школе.
Какие же основные задачи патриотического воспитания стоят перед родителями?
Воспитать любовь к Родине. В первую очередь любовь и уважение к так называемой малой родине - городу или посёлку, где живет ребенок, к детскому саду и школе, родному дому и своей семье. Знакомить и постоянно расширять знания о традициях и культуре России. Привить ребенку чувство гордости за свою страну, познакомить с государственными символами и историческими святынями Отечества. Развивать осознание долга перед своей Родиной, и желания отстаивать её честь и достоинство. Воспитывать интернациональные чувства и формировать гуманистическое отношение к людям и окружающему миру. Воспитывать интерес и бережное отношении к природе родного края.
Прививать чувство патриотизма необходимо с раннего детства и это должно в большей степени происходить именно в семье. Необходимо придерживаться определённой последовательности: в первую очередь воспитывается любовь к родителям, семье, затем к городу, в котором живёт ребёнок, а потом ко всей стране. Ведь именно в семье формируются интересы, потребности и характер ребёнка. Всем известно, что дети часто копируют поведение своих родителей. Если папа и мама с уважением относятся к бабушке и дедушке, то и ребенок будет вести себя так же, если родители интересуются историей своей семьи, то ребенок будет с уважением относиться к памяти прошлого, будет знать и чтить семейные традиции. Обязательно беседуйте с ребёнком о вашей семье, вместе с ним дайте характеристику всех членов семьи, отметьте уважительное и заботливое отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите всей семьей семейный альбом, составьте генеалогическое дерево, нарисуйте герб семьи. Объясните ребёнку что такое родословная, учите почитать всех членов семьи. Старайтесь в выходные дни выезжать на природу, знакомьте ребенка с красотами и особенностями родного края, посетите краеведческие музеи. После экскурсий и прогулок предлагайте ребёнку нарисовать то, что ему понравилось и запомнилось.
В День Победы обязательно посещайте праздничные мероприятия, мемориалы и возложите к ним цветы. Расскажите о своих родственниках, которые защищали нашу родину во время Великой Отечественной Войны. Покажите ребёнку их фотографии, ордена и медали. Посмотрите фильмы о войне.
Любовь к Родине выражается не только в желании побольше узнать о ней, но и в желании трудиться на её благо. Познакомьте ребёнка со своей профессией и профессиями близких. С ранних лет занимайтесь трудовым воспитанием. Систематически поручайте ему несложные домашние дела: уход за растениями, уборка в своей комнате, уход за домашними питомцами. Важно, чтобы трудовая деятельность имела общественную значимость, имела реальное значение для других людей. С целью приобщения к русской национальной культуре читайте с ребёнком народные сказки, былины, учите потешки, поговорки и пословицы. Посещайте выставки и мастер классы по изготовлению народных игрушек, оберегов, сувениров. Все это будет способствовать развитию у ребенка памяти, мышления, терпения, творческих способностей, будет являться отличной школой, как патриотического воспитания, так и эстетического.
Таким образом, патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями является важной и неотъемлемой частью общего воспитания подрастающего поколения и роль семьи в этом воспитании имеет первостепенное значение.
Галина Викторовна Глушак, воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»