Использование традиционных методов и приемов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по формированию слоговой структуры слова |
Часто можно наблюдать, как мамы и бабушки, папы и дедушки умиляются или порой даже смеются над речью малыша, который недоговаривает или переставляет слоги в словах. Конечно, специалисты допускают подобные ошибки в речи ребенка, но до определенного возраста.
Из опыта работы с родителями дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи, основным запросом, с которым они обращаются за помощью к логопеду, является коррекция звукопроизношения. И мало кто из родителей замечает ошибки в речи ребенка, связанные с нарушением слоговой структуры слова, хотя бездействие в данном направлении впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
Под понятием слоговая структура слова понимается взаимоположение и связь слогов в слове.
Формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам (А. Н. Гвоздева):
1г.3 мес. - 1г.8мес. Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.
1г. 8 мес. - 1г. 10 мес. Воспроизводятся двухсложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко).
1г. 10 мес. - 2г. 1 мес. В трехсложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах.
2г. 1 мес. - 2г. 3 мес. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).
2г. 3 мес. - 3г. Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Нормы развития слоговой структуры слова
3 года: воспроизведение слов, состоящих:
- из 2 слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.);
- из 3 слогов (кабина, машина, утята и т.д.);
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.).
4-5 лет: воспроизведение слов:
- из открытых слогов без стечения согласных (пуговица, помидоры);
- из слогов со стечением согласных в начале, середине, или в конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство).
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы («где подстригают волосы?»).
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
- Строители работают на строительстве высотного дома.
- Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, дети могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:
- чтение слов сложной слоговой структуры;
- чтение предложений, насыщенных словами разного типа;
- чтение скороговорок;
- списывание сложных слов и предложений.
Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния:
- фонематического восприятия;
- артикуляционного аппарата;
- семантической недостаточности;
- мотивационной сферы ребенка;
- особенностей развития неречевых процессов:
- оптико-пространственной ориентации;
- темпо-ритмической и динамической организации движений;
- способность к серийно-последовательной обработке информации.
Уровень формирования слоговой структуры слова у ребенка влияет на его успешность:
- в овладении грамматическим строем речи;
- в усвоении звукового анализа;
- в овладении письменной речи;
- в обучении чтению;
- в общении со сверстниками и взрослыми.
Виды нарушений слоговой структуры слова
- Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слогов (элизия). Например, молоток – мо_ток.
- Опускание слогообразующей гласной (итерация). Например, пианино – пи_нино.
- Либо наоборот. Добавление лишней слогообразующей гласной. Чаще там, где имеется стечение согласных. Например, комната – команата; трава – тарава; чемодан – чиманадан.
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов в слове – нарушение линейной слоговой программы (молоток – маталок, тамалок или дерево – деворе).
- Перестановка звуков соседних слогов (бегемот – гебемот).
- Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый. Например, капуста – капута.
- Слог со стечением согласных в слог без стечения согласных. Например, стул – _тул.
- Вставка согласных в слог. Например, лимон – лимонт.
- Искажения многосложного слогового состава незнакомого слова. Например, магнитофон - мигифон, папоротник – папиик.
- Замена предшествующих звуков последующими (антиципации). Например, автомат – татамат, пипитан-капитан, нананасы-ананасы).
- Персеверации – инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове. Например, (пананама-панама, ввалабей- воробей).
Важно понять в каком именно месте слова застревание возникает. Ведь опаснее всего персеверация на первом слоге – эта поломка может вызвать заикание, т.к. именно первый слог запускает всю слоговую программу.
- Соединение частей двух слов. Контаминации - («конта» – от слова контакт – соединение; «минация» – номинация - наименование.) соединение частей двух слов. Например: (холодильница- холодильник, хлебница).
А. К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова располагает их по принципу «от простого к сложному», с учётом следующих параметров: ударность, количество слогов, линейная последовательность слогов, модель самого слога.
Классификация А. К. Марковой.
- Двусложные слова из открытых слогов (вата);
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
- Односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
- Двусложные слова с закрытым слогом на конце (лимон);
- Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
- Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот);
- Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (теремок);
- Трехсложные слова со стечением согласных (комната);
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (автобус);
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг);
- Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (винт);
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
- Четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова можно выделить два этапа: подготовительный и коррекционный.
Подготовительный этап: формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.
Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Направления:
- Формирование пространственных представлений и оптико - пространственной ориентировки.
- Ориентировка в собственном теле.
Упражнение «Это я»
текст |
движения |
Это глазки. Вот. Вот |
Дети показывают сначала на левый, потом на правый глаз |
Это ушки. Вот. Вот. |
Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое. |
Это нос. Это рот. |
Левой рукой показывают на нос, правой — на рот. |
Там спинка. Тут живот. |
Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот. |
Это ручки. Хлоп, хлоп. |
Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают. |
Это ножки. Топ, топ. |
Кладут ладони на бедра, два раза топают ногами. |
Ой, устали. Вытрем лоб. |
Правой ладонью проводят по лбу. |
- Ориентировка в трехмерном пространстве («Робот», «Повтори за куклой», «Репка»).
Упражнение «Робот»
Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.
Взрослый: Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх (встать)… стоп. Влево… стоп, и т.д. Если малыш умеет считать, то можно уточнить количество шагов необходимое пройти роботу прямо, назад, влево или вправо. Аналогично можно проводить игру с предметами, перемещая их в пространстве (куклы, самолет, машина).
- Ориентировка в двухмерном пространстве («Рисунки на песке», «Графические диктанты»).
- Развитие временно – пространственной ориентации («Поручения», «В гости я пойду к друзьям», «Что сначала, что потом»).
Упражнение «В гости я пойду к друзьям»
Ребенок раскладывает свои любимые игрушки по комнате: мишку на диван, зайку на стул, динозавра на стол. Перед началом вместе с взрослым вспоминают правила поведения в гостях. Взрослый дает ребенку задание: сначала сходи в гости к мишке, потом к зайцу, в конце к динозавру. В ходе игры взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы: Кому ты пришел раньше? К кому ты пойдешь сейчас? К кому ты пойдешь потом?
Варианты:
- Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши. Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
- Вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др. Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?
Взрослый выполняет действия, а ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.
- Развитие динамической и темпо – ритмической организации движений.
- Совершенствование движений общей моторики.
- Совершенствование движений мелкой моторики.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие чувства темпа.
Упражнение «Дождик»
текст |
движения |
Капля раз, капля два, Капли медленно сперва. |
Ребенок хлопает в ладоши в медленном темпе. |
Кап, кап, кап, кап, Стали капли поспевать, |
Хлопки ускоряются. |
Капля каплю догонять. Кап, кап, кап, кап. |
Хлопки в быстром темпе. |
Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. |
Соединяет кончики пальцев обеих рук и поднимает воображаемый «зонтик» над головой. |
- Формирование чувства ритма.
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма:
- отхлопывание в ладоши;
- отстукивание мячом об пол;
- использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий могут быть следующими:
- отстучи мячом столько раз, сколько предметов на карточке;
- сосчитай сколько раз хлопнули в ладоши и подними карточку с соответствующей цифрой;
- повтори ритм по образцу, по заданному рисунку;
- повтори ритмический рисунок состоящих из длинных (губная гармошка — символ «—») и коротких (бубен — символ «+») звуков. Ритмические рисунки могут быть следующими: «—++», «—+++—» и т.д.
Помните! Предлагаем ребенку самые простые ритмические рисунки, затем постепенно их усложняем.
Собственно коррекционный этап.
Цель этого этапа – коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
На этом этапе работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней.
Уровень гласных звуков
Виды заданий могут быть следующими:
- Произнеси звук (А, П, Ш и т.д.) столько раз, сколько точек на кубике.
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за взрослым, чтение букв, запись буквенного ряда.
- Выделить ударный звук: АУА, АУА, АУА.
Уровень слога
Виды заданий могут быть следующими:
- Нанизывай кольца пирамидки на стержень с одновременно произнеси цепочки слогов.
- «Пальчики здороваются» (соединяй по очереди пальцы руки с большим пальцем этой же руки и произноси один слог)
- Сосчитай, сколько слогов я произнесла.
- Назови ударный слог.
- «Скажи на один слог больше (меньше), чем я».
Уровень слова
При низком уровне развитии речи сначала работаем с ребенком над подражательной речевой деятельностью и пониманием речи. Когда у ребенка появиться потребность повторять за взрослым двусложные слова из открытых слогов (мама, Аня, киви), подключаем работу над ударным слогом. Следует обратить внимание и на формирование связного высказывания - объединение двух слов в одно предложение: «Аня иди», «Вижу киви». Затем формируем у ребенка остальные типы слоговой структуры слова по А. К. Марковой, не забывая о работе над интонационно-ритмическим рисунком одно-, двух- и трехсложных слов, одновременно отрабатывая грамматические категории и предложения.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно, при условии, что взрослый внимательно подбирает слова все звуки, которых ребенок может произносить правильно.
Для отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие игры и упражнения:
Упражнение «Поезд»
Взрослый предлагает картинки или карточки со словами. Нужно поместить слова (картинки) в вагончики поезда в зависимости от количества слогов:
1 вагон - слова, состоящие из одного слога,
2 вагон – слова, состоящие из двух слогов,
3 вагон – слова, состоящие из трёх слогов.
Упражнение «Урожай»
Урожай собрать пора,
Не зевайте, помогайте,
Слово верное назвать,
И картинку выбирать!
Вариант 1. Ребенок выбирает карточку с определённым количеством слогов (1, 2, 3) и подбирает, соответствующие картинки (предметы) по теме: овощи. Например: 1 – лук, 2- репа, 3-кабачок.
Вариант 2. Взрослый загадывает ребенку загадку. Малыш отгадывает ее, находит нужную картинку (предмет) и выбирает цифру по количеству слогов в отгаданном слове.
Уровень коротких предложений
Упражнение «Один – много»
Взрослый называет простое предложение из двух слов в единственном числе, ребенок произносит его во множественном числе.
Собака идет – Собаки идут.
Шар летит – Шары летят.
Петух поёт – Петухи поют.
Девочка танцует – Девочки танцуют.
Упражнение «Нехочуха»
Взрослый называет действие, ребенок его выполняет, но говорит, что не хочет этого делать.
Федор, прыгай! – Не хочу прыгать!
Федор, ходи! – Не хочу ходить!
Федор, приседай! – Не хочу приседать!
Федор, лети! – Не хочу летать!
Упражнение «Снежный ком»
Взрослый показывает, ребенок повторяет за ним. Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например:
Птичка.
Летит птичка.
Летит красивая птичка.
Летит красивая маленькая птичка.
Уровень чистоговорок, стихов, текстов
Для закрепления навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в ходе отраженного проговаривания сложных предложений, заучивания чистоговорок, стихов и текстов можно подбирать материал по лексическим темам, тем самым расширяя словарный запас ребенка.
Тема: Посуда
Предложения:
- Вкусную атлантическую селедку положили в селедочницу.
- Свежий аппетитный салат поставили на стол в пластмассовой салатнице.
Чистоговорки:
УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне.
АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай.
«Посуда»
Жила-была посуда:
Чайник, чашка, блюдо,
Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой,
И с человеком дружила
Его она вкусно кормила.
Пересказ произведения К.И Чуковского «Федорено Горе».
Таким образом, формирование слоговой структуры слова у детей – работа разносторонняя. Она включает в себя не только коррекцию данного нарушения, но и развитие психических процессов (память, внимание, мышление), фонематического восприятия, моторики, расширение словарного запаса – все это является одним из факторов успешности ребенка в школьном обучении.
Логинова Светлана Владимировна, учитель – логопед
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»