140-летию со дня рождения К.И. Чуковского посвящается… С детства каждому из нас знакомы герои сказок «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит» Корнея Ивановича Чуковского (1882 – 1969), которому в этом году 31 марта, исполнилось бы 140 лет |
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя, который произошел от фамилии его матери Екатерины Осиповны Корнейчуковой и стал официальным именем автора знаменитых произведений.
Любовь к сказкам Дедушки Корнея мы проносим через всю свою жизнь. В детстве их читали нам родители, став школьниками мы читали сказки сами, когда у нас появляются свои дети, а затем и внуки мы снова и снова обращаемся к любимым произведениям, с удовольствием перечитывая их. Однако мало кому известно, что Корней Иванович, прежде всего, был переводчиком, критиком, публицистом…. Именно в повседневной работе литературного критика родился поэт – сказочник. Сам Корней Чуковский отмечал: «Я написал двадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать «Крокодила» шутя, и я сделался знаменитым писателем».
В 1914 году в газете «Речь» появилась статья К. Чуковского «О детском языке», которая оканчивалась таким воззванием: «Прошу, умоляю всех, кто так или иначе близок к детям, сообщать мне для дальнейших исследований всякие самобытные детские слова, речения, обороты речи — все, что вас удивит или заинтересует в вашем или чужом ребенке». Взрослые откликнулись на просьбу писателя и сообщали в письмах к Корнею Ивановичу о своих наблюдениях за жизнью детей. Первое издание книги под названием «Маленькие дети» была выпущена в 1928г. Начиная с третьего издания, она выходили под названием «От двух до пяти». Перелистывать страницы книги без улыбки невозможно, но автор стремится не развлечь публику, а изучить и систематизировать детское словотворчество.
Словотворчество – это появление новых слов в речи ребенка. Оно составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка, которую наряду с Чуковским К.И. изучали многие ученые - педагоги, лингвисты, психологи (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)
Ребенок 3-5 лет начинает обобщать и анализировать свою и чужую речь. Малыш пробует экспериментировать и играть со словом как с предметом (изменяет состав слова, ставя его в один ряд с другими словами). Ребенок прислушивается к полученному слову и радуется, если звучание его ему понравилось. При первом же удобном случае малыш демонстрирует свою «находку» родителям и ловит их реакцию на своё словотворчество. Если родители одобрительно улыбаются и хвалят его, то ребенок счастлив. Но если ребенок в ответ услышит, как родители громко смеются над его словами, пересказывают знакомым то, что придумал малыш, он интуитивно начинает понимать, что сказал что-то неправильное, смешное. Затаенная обида на родителей, неуверенность в своих силах травмируют неокрепшую психику ребенка и могут остаться у него на всю дальнейшую жизнь.
Тамбовцева А.Г. выделила следующие этапы усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка.
№ |
возраст |
период |
особенности |
1.
|
От 2,5 до 3,6 – 4 года |
период формирования предпосылок словообразования |
Словотворчество имеет случайный, ситуативный характер |
2. |
От 4 лет до 5,5 – 6 лет |
период активного освоения словопроизводства |
словотворчество происходит регулярно в любом месте и времени |
3. |
От 6 лет до 8 лет. |
период усвоения норм и правил словообразования |
повышается самоконтроль за собственной речью, формируется критическое отношение к чужой и своей речи, снижается интенсивность словотворчества |
Активное словотворчество способствует развитию речи, познавательной деятельности и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.
А как же проявляется словотворчество в речи малышей?
Психолог Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова.
№ |
Способы образования новых слов. |
Как получаются |
Например |
1. |
Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. |
Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. |
Мы говорим: лепим, слеплено – ребенок выделяет ударный слог «леп» или «лепь». «Мы лепили, лепили и получилась «лепь»» (3,6г.) |
2. |
Прибавление к корню слова «чужого» суффикса или окончания. |
Ребенок подражает взрослому при создании таких словообразований, но применяет их к другим словам. |
«Пургинки» ребенка составлены по образцу слова снежинки. «Пурга кончилась, остались только пургинки». «Горькота» по аналогии со словом - глухота |
3. |
«Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух разных слов, корни которых созвучны. |
Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. |
«Бананас» - (банан + ананас); «Моя чашка такая блистенькая» (блестящая + чистенькая).
|
Откройте для себя книгу К.И.Чуковского " От двух до пяти" и вы удивитесь многообразию детского словотворчества, станете более внимательно прислушиваться к речи своего ребенка. Возможно, Вам захочется завести блокнот, который будете пополнять фразами и словами, придуманными Вашим малышом.
Помните уважаемые взрослые, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм и поэтому поддерживайте своего малыша, играйте вместе с ним.
Игры со словами
- «Что для вас дом (мама, папа, друзьями и т.д.)?»
Можно играть всей семьей. Кто больше придумает.
Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.
- «Мужские» и «женские» профессии»
Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает (по образцу).
Мужчина – художник, а женщина – (художница).
Мужчина – писатель, женщина – (писательница).
Мужчина – продавец, женщина – (продавщица).
Мужчина – артист, женщина – (артистка).
Мужчина – пианист, а женщина – (пианистка).
- «Что для чего?»
Взрослый: К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?
Для супа – супница
Для сахара – (сахарница)
Для соуса – (соусница)
Для конфет – (конфетница)
Для салата – (салатница)
Для хлеба – (хлебница)
- «Гости из далеких стран»
Взрослый: В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.
Гость из Японии – (японец)
Гость из Италии – (итальянец)
Гость из Китая – (китаец)
Гость из Америки – (американец)
Гость из Испании – (испанец)
Гость с Украины – (украинец
- «Два слова в одном» (слово+слово)
Ребенок отвечает на вопросы взрослого.
Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад)
Когда листья падают? (Листопад)
Когда камни с гор падают? (Камнепад)
Какой прибор сосёт пыль? (Пылесос)
Какая машина сок выжимает? (Соковыжималка)
Какая машина кофе варит? (Кофеварка)
- «Как назвать такого человека?»
Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает (по образцу).
Если человек красивый, его можно назвать красавцем?
Если человек ленивый, назовем его … (Лентяем).
Если человек трусливый, назовем его …(Трусом).
Человека, который часто обманывает, назовем…(Обманщиком).
Человека, который попрошайничает, назовём… (Попрошайкой)
Желаем Вам успехов!
Светлана Владимировна Логинова, учитель-логопед
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»