Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы
 

140-летию со дня рождения

К.И. Чуковского посвящается…

С детства каждому из нас знакомы герои сказок «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Доктор Айболит» Корнея Ивановича Чуковского (1882 – 1969), которому в этом году 31 марта, исполнилось бы 140 лет

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя, который произошел от фамилии его матери Екатерины Осиповны Корнейчуковой и стал официальным именем автора знаменитых произведений.

Любовь к сказкам Дедушки Корнея мы проносим через всю свою жизнь. В детстве их читали нам родители, став школьниками мы читали сказки сами, когда у нас появляются свои дети, а затем и внуки мы снова и снова обращаемся к любимым произведениям, с удовольствием перечитывая их. Однако мало кому известно, что Корней Иванович, прежде всего, был переводчиком, критиком, публицистом…. Именно в повседневной работе литературного критика родился поэт – сказочник. Сам Корней Чуковский отмечал: «Я написал двадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать «Крокодила» шутя, и я сделался знаменитым писателем».

В 1914 году в газете «Речь» появилась статья К. Чуковского «О дет­ском языке», которая оканчивалась таким воззванием: «Прошу, умоляю всех, кто так или иначе близок к детям, сообщать мне для дальнейших иссле­дований всякие самобытные детские слова, речения, обороты речи — все, что вас удивит или заинтересует в вашем или чужом ребенке». Взрослые откликнулись на просьбу писателя и сообщали в письмах к Корнею Ивановичу о своих наблюдениях за жизнью детей. Первое издание книги под названием «Маленькие дети» была выпущена в 1928г. Начиная с третьего издания, она выходили под названием «От двух до пяти». Перелистывать страницы книги без улыбки невозможно, но автор стремится не развлечь публику, а изучить и систематизировать детское словотворчество.

Словотворчество – это появление новых слов в речи ребенка. Оно составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка, которую наряду с Чуковским К.И. изучали многие ученые - педагоги, лингвисты, психологи (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.)

Ребенок 3-5 лет начинает обобщать и анализировать свою и чужую речь. Малыш пробует экспериментировать и играть со словом как с предметом (изменяет состав слова, ставя его в один ряд с другими словами).  Ребенок прислушивается к полученному слову и радуется, если звучание его ему понравилось. При первом же удобном случае малыш демонстрирует свою «находку» родителям и ловит их реакцию на своё словотворчество.  Если родители одобрительно улыбаются и хвалят его, то ребенок счастлив. Но если ребенок в ответ услышит, как родители громко смеются над его словами, пересказывают знакомым то, что придумал малыш, он интуитивно начинает понимать, что сказал что-то неправильное, смешное. Затаенная обида на родителей, неуверенность в своих силах травмируют неокрепшую психику ребенка и могут остаться у него на всю дальнейшую жизнь.

Тамбовцева А.Г. выделила следующие этапы усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. 

возраст

период

особенности

1.

 

От 2,5 до

3,6 – 4 года

период формирования предпосылок словообразования

Словотворчество имеет случайный, ситуативный характер

2.

От 4 лет до

5,5 – 6 лет

период активного освоения словопроизводства

словотворчество происходит регулярно в любом месте и времени

3.

От 6 лет до

8 лет.

период усвоения норм и правил словообразования

повышается самоконтроль за собственной речью, формируется критическое отношение к чужой и своей речи, снижается интенсивность словотворчества

 Активное словотворчество способствует развитию речи, познавательной деятельности и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.

А как же проявляется словотворчество в речи малышей?

Психолог Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. 

Способы образования новых слов.

Как получаются

Например

1.

Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово.

Начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог.

Мы говорим: лепим, слеплено – ребенок выделяет ударный слог «леп» или «лепь». «Мы лепили, лепили и получилась «лепь»» (3,6г.)

2.

Прибавление к корню слова «чужого» суффикса или окончания.

Ребенок подражает взрослому при создании таких словообразований, но применяет их к другим словам.

«Пургинки» ребенка составлены по образцу слова снежинки. «Пурга кончилась, остались только пургинки».

«Горькота» по аналогии со словом - глухота

3.

«Синтетические слова» способ, при котором одно слово составляется из двух разных слов, корни которых созвучны.

Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

«Бананас» - (банан + ананас);

«Моя чашка такая блистенькая» (блестящая + чистенькая).

 

 Откройте для себя книгу К.И.Чуковского " От двух до пяти" и вы удивитесь многообразию детского словотворчества, станете более внимательно прислушиваться к речи своего ребенка. Возможно, Вам захочется завести блокнот, который будете пополнять фразами и словами, придуманными Вашим малышом.

 Помните уважаемые взрослые, что словотворчество – естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм и поэтому поддерживайте своего малыша, играйте вместе с ним.

Игры со словами

  • «Что для вас дом (мама, папа, друзьями и т.д.)?»

Можно играть всей семьей. Кто больше придумает.

Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д.

  • «Мужские» и «женские» профессии»

Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает (по образцу).

Мужчина – художник, а женщина – (художница).

Мужчина – писатель, женщина – (писательница).

Мужчина – продавец, женщина – (продавщица).

Мужчина – артист, женщина – (артистка).

Мужчина – пианист, а женщина – (пианистка).

  • «Что для чего?»

Взрослый: К Маше придут гости, а она не знает, во что положить хлеб, салат и т.д. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

Для супа – супница

Для сахара – (сахарница)

Для соуса – (соусница)

Для конфет – (конфетница)

Для салата – (салатница)

Для хлеба – (хлебница)

  • «Гости из далеких стран»

Взрослый: В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.

Гость из Японии – (японец)

Гость из Италии – (итальянец)

Гость из Китая – (китаец)

Гость из Америки –  (американец)

Гость из Испании – (испанец)

Гость с Украины – (украинец

  • «Два слова в одном» (слово+слово)

Ребенок отвечает на вопросы взрослого.

Когда падает снег, как мы это называем? (Снегопад)

Когда листья падают? (Листопад)

Когда камни с гор падают? (Камнепад)

Какой прибор сосёт пыль? (Пылесос)

Какая машина сок выжимает? (Соковыжималка)

Какая машина кофе варит? (Кофеварка)

  • «Как назвать такого человека?»

Взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает (по образцу).

Если человек красивый, его можно назвать красавцем?

Если человек ленивый, назовем его … (Лентяем).

Если человек трусливый, назовем его …(Трусом).

Человека, который часто обманывает, назовем…(Обманщиком).

Человека, который попрошайничает, назовём… (Попрошайкой)

Желаем Вам успехов!

Светлана Владимировна Логинова, учитель-логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)