Всем известно, что игра для детей – это способ развития и изучения окружающего мира. Игры развивают психические и физические процессы, формируют положительные межличностные отношения детей во взаимоотношениях друг с другом. В играх повышаются адаптационные возможности и приобретается опыт. Когда ребенок играет он чувствует себя в присутствии других свободно, непринужденно |
У детей с аутизмом игровое развитие проходит иначе и не проходит столько ступеней, как при нормотипичном развитии. Большую часть времени дети с аутизмом играют со своими ощущениями. Скорее, их игры направлены на самостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других органов чувств. Они очень любят манипулировать предметами. Эту ступень восприятия предметного мира проходят все дети от одного до трех лет. Но обычно у детей с нормой развития на последующих этапах увлечение миром вещей слабеет и на первый план выходят другие ценности — мир социальных отношений, а дети с РАС надолго «застревают» в стадии познания предметного мира.
У ребенка с аутизмом механизм изучения мира проходит иначе. И тут можно обозначить следующие закономерности:
- Для детей с РАС сенсорное восприятие мира имеет особое значение и потребность эта сохраняется у них на долго. Бывает у ребенка с аутизмом интерес к предмету проявляется совершенно иной, не тот для которого этот предмет был предназначен изначально.
- Ребенок с аутизмом не разграничивает предметы и материалы по возможностям их применения, взаимодействуют с ними, не беря в расчет их свойства – пробует на вкус все подряд, подкидывает различные предметы без учета последствий.
- Заинтересованности социальным миром без помощи со стороны не происходит и не становится значимым в жизни ребенка с аутизмом. Из-за того, что взаимосвязь с внешним миром нарушена, он не может брать не себя различные роли в сюжетно-ролевых играх. Такой ребенок практически не увлекается игрушками для сюжетно-ролевых игр, так как они не несут в себе ярких сенсорных свойств.
Дети с РАС любят играть в одни и те же игры. Они могут несколько часов подряд играть, просто манипулируя предметами, повторяя одни и те же необычные действия, где отсутствует сюжет. Основным мотивом манипулирования предметами и игрушками являются их привлекательные сенсорные свойства. Желание извлекать из окружающего мира различные сенсорные ощущения объясняет повышенный интерес ребенка с аутизмом к предметам. Им нравится бросать, кружиться, ощупывать, вертеть, подкидывать, нюхать, пробовать на вкус. Они не всегда используют игрушки по прямому назначению. Родителей такие игры нередко злят, потому что дети с нормой так не играют. Такие игры называются стереотипными. В стереотипных играх ребенку с РАС комфортно и спокойно.
Главные особенности таких игр:
- Смысл, цели и логика игры, совершаемых действий зачастую не ясны окружающим;
- В такой игре только один участник – сам ребенок;
- Повторение игры – ребенок изо дня в день повторяет одни и те же манипуляции и действия;
- Неизменность – игра остается неизменной в течении долгого времени;
- Продолжительность – ребенок может играть в такую игру не один год.
В стереотипных играх есть свои плюсы:
- в таких играх ребенок с аутизмом чувствует себя спокойно;
- если у ребенка произошел эмоциональный всплеск, можно с помощью стереотипной игры вернуть его в спокойное состояние.
Карл Гилберт и Тео Питерс выделяют этапы развития игры детей в норме и при РАС. Предлагаю ознакомиться с таблицей, в которой представлено сравнительное описание развития игры.
Таблица №1*
Развитие общения и игры в норме и при раннем детском аутизме
Возраст |
Развитие в норме |
Развитие при аутизме |
2 месяца |
Поворачивает голову и глаза на звук. Улыбается при общении |
– |
6 месяцев |
Протягивает руки в ожидании, когда его возьмут на руки. Повторяет действия, имитируя взрослого. |
Менее активен, требователен, Некоторые дети очень возбудимы. Слабый зрительный контакт. Нет ответных социальный проявлений. |
8 месяцев |
Отличает родителей от незнакомых людей. Игры типа "Дай и возьми" с обменом предметами со взрослыми. Игры в прятки ("ку-ку") и др. сходные по сценарию. Показывает объекты взрослым. Машет рукой на прощание. Плачет или ползет за мамой после того, как она уходит из комнаты. |
Ребенка трудно успокоить, если он огорчен. Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие. Около 1/3 детей любят внимание, но мало выражают интерес к другим. |
1 год |
Ребенок чаще инициирует игры. Ведущая в той же мере, как и отвечающая роль при взаимодействии. Возрастает зрительный контакт со взрослыми во время игр с игрушками. |
Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать. Не волнуется при разлуке с матерью. |
1 год 6 месяцев |
Появляется что-то похожее на игру: показывает, предлагает, берет игрушки. Игра с самим собой |
– |
2 года |
Появляются эпизоды, похожие на игру. При активной деятельности проявляется деятельность, похожая на игровую (напр., игры типа "Догони и дотронься" в большей степени, чем общая игра с игрушками). |
Обычно отличает родителей от других, но большой привязанности не выражает. Может обнять, поцеловать, но делает это автоматически, если его кто-то попросит. Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии. Предпочитают быть в одиночестве. |
3 года |
Обучается взаимодействию со сверстниками. Эпизоды поддержания взаимоотношений со сверстниками. Часто ссорится со сверстниками. Любит помогать родителям в ведении домашнего хозяйства. Любит смешить других. Хочет сделать что-то хорошее родителям. |
Не допускает к себе других детей. Чрезмерно возбудим. Не понимает значения наказания. |
4 года |
Распределяет роли со сверстниками в социо-драматической игре. Предпочитает друзей по игре. Взаимодействует со сверстниками вербально, иногда физически. Исключает нежелательных детей из игры. |
Не способен понять правила игры. |
*Таблица взята из книги: К.Гилберт, Т.Питерс Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов изд.центр Москва ВЛАДОС, 2005 (Коррекционная педагогика)
Для детей с РАС, так же, как и для детей с нормой развития, игра имеет огромное значение. В игре развиваются воображение, память, образное мышление, коммуникативные навыки и многое другое. Благодаря этому, поведение детей становится разнообразным, гибким, менее стереотипным. Работа по формированию игровой деятельности у детей с РАС длительная и кропотливая. В этой связи, ребенку с аутизмом необходима специальная коррекционно-обучающая помощь.
Попова Светлана Валентиновна, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»