Устное народное творчество – это духовное достояние нашего народа, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение. Потешки, заклички, считалки, чистоговорки и т.д. – богатейший материал, который использует в своей работе логопед |
Чистоговорка - это зарифмованная, небольшая по объему и простая по содержанию фраза, смысл которой должен быть доступен для понимания малыша. Проговаривание чистоговорок — это один из эффективных приемов, который используется для автоматизации звука в речи ребенка, а так же способствует быстрой смене артикуляционных укладов при произнесении трудных сочетаний звуков, тем самым улучшая дикцию не только детей, но и взрослых. Работая по коррекции звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи, мы опираемся на сохранные анализаторы ребенка: слуховой (проговариваем), зрительный (показываем игрушку, картинку), кинестетический (двигаемся), тактильный (используем материал разной фактуры).
Фалеева Алена Сергеевна, автор пяти тетрадей – тренажёров «Тактильные чистоговорки», предлагает готовые упражнения с использованием тактильно-кинестетической стимуляции на разные группы звуков с учетом возрастных особенностей детей, которые помогут родителям при автоматизации поставленного звука.
Для тактильных чистоговорок, можно использовать природный или подручный материал. Например, автоматизируете с ребенком свистящие звуки, выбираете: чурбачки, веточки, палочки; шипящие – шишки; звук [ч] – песок, манка; звук [щ] – цельно зерновые крупы; [л], [ль] – фасоль; [р], [рь] – мелкие камешки и т.д. Ребенок с помощью взрослого или самостоятельно под текст чистоговорки выполняет определенные действия с предметом.
Приемы работы с предметами самые разнообразные:
- ритмичное сжимание предмета между ладонями, пальцы плотно прижаты;
- ритмичное сжимание предмета между пальцами, ладони плотно прижаты;
- прокатывание предмета от кончиков пальцев к основанию ладони;
- надавливающие круговые движения предмета между ладонями;
- ритмичное сжимание и разжимание предметов в кулачке то одной руки, то другой руки, то обеих кулачках одновременно;
- ритмичное перекладывание предмета из одной руки в другую;
- постукивание предметом подушечек пальцев от кончиков пальцев до основания;
- постукивание ладонями по воде, песку, манке, и т.д.;
- перетирание зёрен, фасоли и т.д.;
- ритмичное надавливание предмета щепотью каждой руки;
- ритмичное надавливание предмета тремя пальцами каждой руки (большим, указательным, средним);
- ритмичное надавливание предмета двумя пальцами каждой руки (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Использование чистоговорок при автоматизации звука.
Этапы автоматизации звука в речь ребенка |
Этапы подключения тактильной стимуляции. |
Автоматизация изолированного звука. |
Ребёнок проговаривает поставленный звук с применением природного или подручного материала. |
Автоматизация звука в слогах: ü в прямых: са, сы, со, су; ü в обратные: ас, ыс, ос, ус; ü в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса; ü в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско; ü упражнения на произношение слогов с переносом ударения: сá - са, са - сá, сá – са - са, са - сá - са, са – са - сá. |
Вариант 1. Ребёнок начинает проговаривать слоги с применением материала: СУ – СУ – СУ, а взрослый договаривает чистоговорку: погуляем мы в лесу. Вариант 2. взрослый начинает чистоговорку: СУ – СУ – СУ - погуляем мы в ле.., а ребёнок договаривает последний слог, чтобы получилась рифма: СУ.
|
Автоматизация звука «с»: ü в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок; ü в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос; ü в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист; ü в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо; ü в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овѐс и др.; ü в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска; ü в трѐхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари; ü в трѐхсложных словах со стечением согласных: скамейка, капуста; ü в четырѐхсложных словах без стечения согласных: сороковой, сыроватый; ü четырѐхсложных словах со стечением согласных: сковорода. |
Игра «Доскажи словечко». Взрослый проговаривает начало чистоговорки и показывает картинку осы: СЫ-СЫ-СЫ – не боимся мы …, а ребёнок, например, выполняет ритмичные хлопки ладошками по воде или резкие сжимания кулачков в воде договаривает: ОСЫ. |
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. ü предложения с одним словом с данным звуком; ü в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук. |
Ребенок за взрослым повторяет чистоговорку, от начала до конца, и ритмично перекладывает предмет из одной руки в другую. |
Автоматизация звука в чистоговорках и стихах. |
Ребенок самостоятельно, но с опорой на сюжетную картинку (схему), проговаривает чистоговорку, и ритмично надавливает предмет щепотью каждой руки. |
Автоматизация звуков в разговорной речи: Придумываем рассказ по картинке или вопросам.
|
1. Отвечаем чистоговоркой на вопрос: Са-са-са — это рыжая лиса. Са-са-са — кто это? Са-са-са — это лиса. Са-са-са — какая лиса? Са-са-са — рыжая лиса. 2. На материале чистоговорок можно учить детей изменять слова по числам, лицам, падежам, употреблять предлоги и составлять небольшие рассказы: Ел-ел-ел – где же белый мел? Ела-ела-ела – нет в классе мела. Елу-елу-елу – радуюсь я мелу. Ел-ел-ел – я принес в класс мел. Елом-елом-елом – я рисую мелом. Еле-еле-еле – помню я о меле. |
Правила по применению чистоговорок:
- Полностью ребенок проговаривает чистоговороку при условии, что он умеет произносить автоматизированный звук в словах!
- Необходимо выбирать чистоговорки, в тексте которых нет непроизносимых ребенком звуков.
- Обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса — это значит, что у лисы длинный хвост.
- Чистоговорки лучше давать в игровой форме, с применением наглядного материала (игрушки, картинки, схемы).
- Желательно отрабатывать несколько чистоговорок одновременно или одну чистоговорку с разным стимулирующим материалом, чтобы поддержать интерес ребенка.
- Предлагайте детям самим придумывать чистоговорки, развивая их творческое воображение.
- Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
- Произносите чистоговорки хотя бы 2–3 раза в течение дня, по 3–4 минуты.
- Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорки:
- постепенно ускоряем темп произношения;
- произносим первую часть, меняя место ударения (ударяем молоточком на первый, второй или третий слог);
- произносим тихо или громко;
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью, с радостью и т. д.);
Помните, что не важно, при помощи, каких приемов и стимулирующих материалов автоматизируем звук в чистоговорках, главное чтобы, взрослые и дети получали удовольствие от совместной деятельности.
Желаю успехов!
Список литературы:
- А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 1. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г.
- А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 2. Уточнение произношения звуков раннего онтогенеза (3 – 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г. – 32с.
- А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 3. Свистящие звуки (4 -6 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г. – 32 с.
- А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 4. Шипящие звуки (5 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2018г. – 32 с.
- А. С. Фалёва Тактильные чистоговорки: тетрадь-тренажёр. Выпуск 5. Сонорные звуки (6 – 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018г. -32 с.
- А. Ф. Рыбина Коррекция звукопроизношения у детей (С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Л, Л’, Р, Р’). Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста. г. Волгоград: издательство «Учитель», 2001г.
Светлана Владимировна Логинова,
учитель – логопед КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»