Волшебный мир сказок известен людям с давних пор. До наших времен дошло немало сказочных произведений, где многовековой опыт предыдущих поколений учит нас думать, чувствовать, сопереживать. Сказка наравне с развлекательным характером несёт воспитательное и познавательное значение |
Мудрость, которой наделены сказки, учит малышей и ребят постарше развивать мышления, фантазию, воображение, учит думать. И поэтому сказку мы используем в качестве самого эффективного и самого доступного средства общения с детьми.
Наверняка родители и сами не раз замечали, что средством успокоения на своего малыша на помощь приходит вовремя придуманная и рассказанная история.
Педагоги используют сказку, как своеобразную терапию. С помощью сказкотерапии они налаживают контакт с ребёнком, помогают преодолевать проблемы и изменить поведение, развивать и обучать ребенка, обогащать его знания. Сказка является проводником духовных и жизненных знаний. Итак, существует несколько видов терапевтических сказок.
- Дидактические сказки.
Сказки в интересной, познавательной форме рассказывают детям о семье, растениях и животных, правилах поведения. Дидактические сказки развивают и обучают, рассказывая детям о новых понятиях и дают основу учебных знаний.
Дидактические сказки одушевляет буквы, цифры, предметы.
- Художественные сказки.
Народные художественные сказки переходят к нам из поколения в поколения. В них отображаются уникальный опят и традиции человечества. Эти сказки чаще всего используют в педагогических целях, так как они сохранили глубину мировосприятия, нравственно-эстетические принципы.
- Диагностические сказки.
Родители наверняка знают, какая сказка больше всего нравиться ребенку. Это может говорить о том, что малыш на подсознательном уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом. Если дочь любит слушать сказку про доброго зайчика, то в жизни она будет добра и ласкова и всегда сможет прийти на помощь. А еще лучше сочинить сказку вместе со своим ребенком, и вы узнаете желания и тайные мысли малыша.
- Профилактические сказки.
Во время обыгрывания или прослушивания сказки у ребенка незаметно происходит накопление знаний о мире, о себе, формируются правила поведения в различных ситуациях, развивается и растёт личность ребёнка.
- Лечебно-психологические сказки.
Слушая сказку, ребёнок погружается в события и переживает вместе с героем его горе и радость, поражение и победу. Ребёнок осознает свою позицию и может посмотреть на себя как бы со стороны. А возвращаясь в реальный мир у ребенка появляется чувство уверенности, защищенности. И малыш непременно воспользуется примером положительного героя.
- Медитативные сказки.
Медитативные сказки мы можем применить на создание положительного эмоционального состояния, снять напряжение, усталость, возбуждение (например, перед сном). Отличительной чертой медитативных сказок является отсутствие конфликтов, ссор и злых героев. Эти сказки читаем в спокойной комфортной обстановке.
Сказкотерапия несёт в себе мощное потенциальное значение. Сказка-универсальный язык, она поможет в воспитании, обучении и развитие ребёнка; развитии социально-эмоционального поведения малыша; в самопознании и взаимопонимании с окружающим миром.
Юлия Викторовна Смирнова, воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»