![]() |
Для человека возможность слышать, различать звуки и реагировать на них правильно является определяющим фактором в развитии речи. Процесс формирования речи происходит через имитацию услышанных звуков |
Дети, имеющие трудности в переработке или интерпретации слуховой информации, как правило имеют нормальный слух, но не могут хорошо выполнить задания на центральную переработку слуховой информации. Эти дети могут хорошо слышать даже самые слабые речевые сигналы, но при прослушивании речи в динамичной звуковой среде им трудно понять то, о чем говориться. Это может быть вызвано искажением сигнала при переработке или же «перегрузкой» слуховой системы.
В основе эффективной переработки слуховой информации лежит сложная цепочка нервных процессов, которые зависят от согласованной работы периферических слуховых механизмов (наружного, среднего и внутреннего уха) и центральной слуховой системы (подкорковые и корковые слуховые центры мозга). Функциональное нарушение в любой точке этой нервной сети может вести к неправильной переработке информации.
Расстройство слухового восприятия влияет на способность придавать значение звукам и словам, что приводит к трудностям в понимании и выполнении инструкций. У детей могут возникнуть трудности с пониманием эмоционального тона или намерения, стоящего за сказанными словами. Ребенок затрудняется переводить слуховую информацию в способность формулировать связные ответы. Все это может иметь негативные последствия в развитии мышления, коммуникативных навыков, а также формированию поведенческих нарушений и школьной неуспеваемости.
Когда специалисты выявляют трудности переработки слухоречевой информации или запоминания последовательности слуховых стимулов, родители часто отмечают у таких детей затруднения в следующих областях развития и поведения:
Отклонения в поведении:
- часто отвлекаемы, забывчивы, болтливы на уроке;
- быстро теряются, не представляет труда сбить их с толку;
- небольшой объем внимания, часто переспрашивают;
- испытывают трудности с представлением о времени;
- наблюдается повышенная чувствительность к громким звукам;
- испытывают трудности при выполнении действий по инструкции;
- требуется больше времени, чтобы интегрировать приходящую информацию в осмысленное сообщение.
Социальное и эмоциональное поведение:
- повышенная тревожность и напряжение;
- низкая уверенность в себе;
- поиск внимания;
- усиление фрустрации (чувство разочарования и беспомощности, которое возникает при неудаче, столкновении с препятствием на пути к цели);
- вспышки гнева;
- возбудимость;
- гиперактивность;
- нежелание сотрудничать;
- частое переживание дискомфорта в новых ситуациях;
- предпочитают играть с детьми младше себя.
Психологи отмечают расхождение между школьными достижениями этих детей и результатами выполнения тестов на интеллект – тесты показывают результаты лучше, чем их школьная успеваемость.
Педагогические приемы предупреждения и коррекции недостатков слухового восприятия у детей:
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания. С рождения ребенка окружает множество звуков, он учится определять и соотносить эти звуки с их источником, далее происходит восприятие звуков человеческой речи. Совместно эти два процесса приводят к познанию окружающей действительности, пониманию смысла речи.
Развитие навыков слухового восприятия и внимания идет в определенной последовательности:
1 этап – узнавание неречевых звуков: «отгадай, что звучит?».
На этом этапе у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки, определять схожесть или различие их звучания.
Такие игры так же способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Учатся определять ритм и темп воспроизведения, интонацию; понимать, чем могут отличаться одни и те же звуки, а также их сочетания.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап – дифференциация слогов.
5 этап – дифференциация фонем.
6 этап –формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Компенсационные стратегии:
Включают использование визуальных подсказок, ведение заметок, разложение сложных речевых высказываний на более мелкие шаги.
Аппаратные методы для развития слухового восприятия:
Метод Томатис (Томатис-терапия) – метод направлен на развитие способности мозга воспринимать и перерабатывать информацию, воспринимаемую на слух. Звуковые сигналы, передаваемые через наушники, вызывают сокращение и расслабление мышц внутреннего уха, в результате чего улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг, где в дальнейшем происходит их обработка и интерпретация.
Нейроакустическая стимуляция по методу IN Time. Метод заключается в том, что ребенку дается к прослушиванию ритмичная музыка, которая специальным образом акустически модифицирована, в это же время ему необходимо выполнять определенные двигательно-ритмические упражнения. Таким образом, происходит гармонизация работы головного мозга. Занятия по этому методу стимулируют развитие чувства ритма, внимания, стрессоустойчивости, способности организовывать свои мысли и чувства во времени.
Как помочь ребенку дома:
- Прежде чем начинать разговор, устанавливать зрительный контакт и убедиться, что ребенок готов слышать;
- Убрать посторонние шумы (телевизор, музыка и др.);
- Говорить медленно, используя простые, короткие предложения;
- Убедиться, что ребенок все понял правильно, а если нет, научить просить повторить сказанное.
Таким образом, дети с нарушением обработки слуховой информации требуют специально организованной коррекционной помощи, при которой необходимо учитывать психологические особенности в развитии и поведении для успешной социальной адаптации, принятии и понимании этих особенностей близкими и окружающими людьми.
Наталья Алексеевна Роменская, педагог-психолог,
специалист по сенсорной интеграции
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»