Любой человек обладает внутренней базовой потребностью, побуждением или стремлением установить надежные отношения с гравитационным полем Земли. Типично развивающийся ребенок, следуя этому стремлению, ползая, играя, карабкаясь, прыгая и вообще принимая самые немыслимые позы, изучает свои возможности и возможности силы тяжести и в результате переходит с ней на «ты» |
Для того что бы использовать вестибулярную информацию, мозг должен правильно обработать полученные ощущения и использовать полученные данные для формирования адаптивного ответа, а не нужные импульсы, подавлять.
Существуют два типа гиперчувствительности к вестибулярной стимуляции: гравитационная неуверенность и двигательная и интолерантность (непереносимость движений).
Ребенок с гравитационной неуверенностью чувствует страх, тревогу или нервное напряжение, когда он находится в непривычной позе, пытается принять такую позу или, когда кто-то другой контролирует его движения и положение тела. Особенно его пугает, когда кто-то его двигает. Он может даже не позволить окружающим стоять близко к себе, словно боясь, что они могут внезапно попытаться его подвинуть. Качели, карусели и другие снаряды, перемещающие тело в непривычных направлениях, приводит его в ужас, хоть он смирился бы с этим, сидя он на коленях родителей, под защитой.
Ребенок с гравитационной неуверенностью видит для себя основную угрозу в действии силы тяжести. Он сопротивляется движению не нарочно, и никакие убеждения и слова не придают ему уверенности. Поощрения и награды здесь бессмысленны. Его страх иррационален, он коренится глубоко в мозговых структурах, для которых слова и награды ничего не значат.
Ребенок чувствует себя безопаснее всего, когда твердо стоит обеими ногами на земле. Некоторые дети с таким расстройством «прыгают», не отрывая ноги от пола. Они соглашаются принять горизонтальное положение только на полу или на кровати, просьба лечь на стол или специальную платформу вызывает у них сопротивление.
Бывает, что дети с гравитационной неуверенность бояться спускаться и подниматься, делая это, они вцепляются в перила. Не любят ходить по поребрику, лазать, кататься на чем бы то ни было, в том числе и на животных. Страшатся наклониться назад в положении сидя.
Поскольку дело здесь в повышенной чувствительности к сигналам гравитационных рецепторов, положение головы для них критично. Дети с гравитационной неуверенностью избегают кувырков, и беспорядочные игры не приносят им удовольствия.
При гравитационной неуверенности дети постоянно ожидают поддержки от родителей или терапевта. Отказ от самостоятельной деятельности серьезно ограничивает их в игре и лишает возможности взрослеть. Друзья или соседи могут винить вас в том, что вы чрезмерно опекаете своего ребенка, а должны бы наоборот, поощрять взросление… Но говорят они так потому, что не видят барьеров, мешающих ребенку модулировать базовые ощущения собственной безопасности и уверенности в себе. Лучшее, что вы можете сделать - это уважать потребности своего ребенка и всеми доступными способами, шаг за шагом укреплять в нем ощущение безопасности.
Наши взаимоотношения с силой тяжести являются самым важным источником ощущения безопасности. Если отношения ребенок-земля нестабильны, остальные связи тоже страдают. Поэтому гравитационная неуверенность может сказаться на всех сторонах жизни индивида.
Опросный лист «Гравитационная неуверенность»
Нижеприведенные вопросы описывают некоторые признаки гравитационной неуверенности, т.е. необычной реакции на движение или высоту, которые, ка правило, не вызывают страха у других детей того же возраста. У ребенка необязательно наличествуют все указанные признаки, и наоборот, отдельные симптомы могут встречаться детей, не имеющих никаких проблем. Кроме того, что ребенок может слишком сильно реагировать на другие раздражители, например, на звуки или прикосновения. Любая необычная реакция на сенсорные стимулы, связанные с какой- либо ситуацией или видом активности, может его раздражать или порождать ощущение дискомфорта. Дети, которым свойственны такие ответы, не находят понимания у окружающих, а их проблемы обычно относят к эмоциональной или поведенческой сфере.
Замечаете ли вы, что ваш ребенок:
- становится тревожным, будучи оторван от земли, или упорно старается сохранять вертикальное положение, стремясь к том, что бы ноги всегда находились внизу?
- очень боится упасть, боится высоты?
- боится ездить на эскалаторе или лифте?
- реагирует на движение или изменение положения головы появлением симптомов стресса?
- избегает наклонять голову вниз или в сторону, и ему не нравится кувыркаться через голову или просто переворачиваться, лежа на полу?
- не получает в отличие от сверстников большого удовольствия от игры на детской площадке с гимнастическими снарядами, не любит движущихся игрушек и не играет в них?
- избегает прыгать с высоты, а если и прыгает, то прыжок отнимает у него много сил и времени?
- медленно ходит по лестнице, чаще других детей хватается за перила?
- никуда не поднимается, даже если имеет возможность держаться обеими руками?
- пугается подъёма по наклонной поверхности, словно вопреки реальности высота кажется ему слишком большой?
- особенно боится потерять равновесие?
- во врем поездок на машине боится резко поворачивать за угол или не любит очень извилистых дорог?
- ошибается в оценке пространства и расстояний?
- тревожится если его внезапно потянуть за плечи, когда он сидит?
- избегает игр предполагающих непредсказуемые перемещение окружающих, и особенно тех, что угрожают его равновесию (пятнашки, футбол, «вышибалы»)?
- выглядит тревожным, незащищенным, попадая на открытое пространство?
Советы родителям
Терапевтическая работа с гравитационной неуверенностью сосредоточена на таких видах активности, которые дают усиленные проприоцептивные ощущения и вестибулярные ощущения, связанные с линейным перемещением.
Вот некоторые способы помочь ребенку, который ощущает гравитационную неуверенность. Самое важное, что вы сможете сделать,- это осознать реальность проблемы и уважать реакции вашего ребенка на разные ситуации. Считать, что перед вами расстройство поведенческой или эмоциональной сферы, значит только усугублять положение.
Помогайте ребенку приспосабливаться к тем видам активности, которые вызывают у него страх, постепенно.
Например, если ребенок боится качаться на качелях, сначала попробуйте качели, где он может сам отталкиваться ногами от земли, или посадите его на колени и качайтесь вместе.
Не раскачивайте и не вращайте ребенка против его воли!
- раскачивание на качелях лежа на животе, держась за руки, поручни или эластичные веревки, так же может помочь ощутить уверенность,
- можно совместно с ребенком построить высокую башню из коробок, мягких модулей и ребенок, раскачиваясь, лежа на животе, попробует сбить эту башню сначала руками, а потом ногами.
-прыжки вверх-вниз на мини-батуте, удержание равновесия на балансировочной подушке или гимнастическом мяче.
- иногда почувствовать себя в большей безопасности помогает, дополнительная проприоцептивная стимуляция или ощущение давления на мышцы, суставы или туловище.
Например: если ребенок боится ходить по лестнице, попробуйте придерживать его за бедра, мягко надавливая. Иногда это действует лучше, чем, если просто держать его за руку.
- таких детей особенно тревожит наклон назад. Не пытайтесь заставлять ребенка выполнить его, пока он не готов смириться с этими ощущениями.
- вовлечение в игру и развитие воображения могут отвлечь ребёнка от неприятных физических составляющих ситуации и придать ему смелости.
- попытайтесь сделать так, чтобы, выполняя действия, не вызывающие страха, ребенок прикрывал глаза: это помогаем «настроится» на ощущение положения своего тела в пространстве.
- иногда, для усиления чувства безопасности при движении или лазании, полезна дополнительна нагрузка весом (например, утяжелители на кисти или лодыжки или небольшой рюкзак, наполненный рисом или фасолью).
- не торопите ребенка, когда он пробует выполнить пугающие его действия.
-больше гуляйте со своим ребёнком по неровным поверхностям: песочным пляжам, лесным дорожкам, поднимайтесь и спускайтесь с возвышенностей, гуляйте по траве.
Терапевт может предложить и более специфические виды занятий, подходящие вашему ребенку.
Всегда следите за признаками перестимуляции и перевозбуждения у вашего ребенка!
Наталья Алексеевна Роменская, специалист по сенсорной интеграции,
педагог-психолог КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»