Одним из главных качеств, которые мы воспитываем у детей, должна быть любовь к труду. Привлечение ребёнка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, требует от детей сообразительности, сосредоточенности, тренирует память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребёнка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, настойчивость. В наших силах научить детей воспринимать труд не как тяжкую повинность, а как интересное и полезное занятие. |
Труд детей в младшем возрасте связан с игрой. Игра отражает труд взрослых, элементы трудовых действий, трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры. Проигрывая трудовые действия, дети проникаются положительным отношением к труду. Игра побуждает их действовать в реальности.
Отношение ребенка к труду связано с воспитанием, которое он получает в семье. Ребенка радует возможность делать что-то важное вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, действовать, как взрослый. Для трудовой деятельности детей характерен интерес к самому процессу. Например, ребёнок, разложив ложки на столе для каждого, может начать раскладывать их снова.
Не нужно постоянно требовать от ребёнка помощи. Лучше определить несколько заданий, которые он долен выполнять.
Основные посильные виды труда – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Самообслуживание – это основной вид труда для детей. С раннего возраста у детей формируют навыки, направленные на удовлетворение личных потребностей. Это приучение детей одеваться, умываться, стелить постель, убирать на место игрушки заботиться о чистоте тела, о порядке в костюме. При этом важно воспитать готовность делать это без требований извне, из внутренней потребности, что формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Обучая детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является важнейшим фактором формирования трудолюбия.
Надо обращать внимание на то, чтобы навык ребёнок применял осознанно (понимал необходимость чистить зубы, пользоваться носовым платком, полоскать рот после еды). Важно и умение доводить начатое дело до конца: одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь.
Не критикуйте ребёнка – отрицательная оценка не повысит старательность, но поощряйте похвалой инициативу.
Хозяйственно-бытовой труд воспитывает качества, важные в любой деятельности, в том числе и в учебной. Его необходимость дома понятна и очевидна ребёнку. В раннем детстве проявляется стремление жить общей жизнью со взрослыми подражать им. Ребёнок видит действия, совершаемые на его глазах взрослыми, которые ежедневно трудятся. Результат труда ребёнок ощущает на самом себе: мама приготовила обед – можно вкусно поесть, постирала - приятно надеть чистое.
Ребёнка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволили мыть, подметать, стирать. Главное состоит в том, что ребёнок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны.
Участие детей в бытовом труде позволяет им ощутить свою причастность к жизни семьи. А это очень важно для воспитания отзывчивости, ответственности.
Объясняйте ребёнку, что в доме у каждой вещи есть своё место и после использования нужно убирать ее на место, иначе она может потеряться.
Формирование трудовых навыков происходит через поручения: сначала разовые, а затем, по мере взросления детей, постоянные.
Прежде всего взрослые определяют (обсудив с ребёнком), какие обязанности по дому он будет выполнять. Если у ребенка раньше не было обязанностей, надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе, затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения (например, при общей уборке комнаты ребёнок вытирает пыль в своем игровом уголке, а затем ему поручают вытирать пыль с мебели).
Давая задание, указывайте цель и результат работы, аргументируйте свои требования.
Нужно приучать детей выслушивать задание, готовить всё необходимо для его выполнения, быть аккуратными при работе, не мешать трудиться другим членам семьи, помогать им, не бросать начатое дело, не стесняться просить помощи.
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его не заметны и ничто не напоминает о затраченных усилиях. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время (протер пыль – она вновь появилась; нарыл стол к обеду – пообедал, всё убрал).
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной однообразной, но жизненно необходимой работе, важно создать оптимальные условия для хозяйственно-бытового труда.
Поддерживайте своим отношением радостное настроение у ребёнка во время труда, вызывайте чувство уверенности в своих силах, желание заслужить ещё более высокую оценку.
Используйте игровые формы организации труда, чтобы поддерживать интерес ребёнка, но относитесь к труду как к серьёзному делу.
Необходимо уважать труд ребёнка. У детей теряется интерес, если выполненная им работа переделывается взрослыми на его глазах.
Немаловажный этап – это труд в природе. Результаты этого вида труда конкретны и понятны ребёнку, но они не могут быть достигнуты быстро. Труд в природе воспитывает не только доброту, отзывчивость, но и волевые качества – организованность, ответственность, способность самостоятельно ставить цель, создаёт благоприятные условия для физического развития и расширения кругозора. Выращивая растения и ухаживая за животными, ребёнок чувствует себя «творцом», видит значение своего труда.
Родители должны ухаживать за животными и растениями в присутствии детей, поясняя свои действия и побуждая их помогать. Важно формировать у детей желание заботиться.
Мы, взрослые, должны научить детей трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности. Дети должны радоваться трудовым действиям, а мы будем радоваться тому, что они растут умными, весёлыми, воспитанными и трудолюбивыми.
Е.М. Лободюк, воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»