В Региональном ресурсном центре активно решается задача по созданию доступного информационно-консультационного пространства для повышения компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря мероприятиям проекта «Комплекс-Work», которые проводятся при софинансировании Фонда поддержки детей в ТЖС, родители узнают много важной и полезной информации о методах и приемах обучения и воспитания своих «особых» детей от специалистов Регионального ресурсного центра.
Одним из наиболее ресурсных мероприятий в ходе реализации проекта специалисты Центра и сами родители считают проведение территориальных семинаров – практикумов и онлайн встреч для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Как заниматься с ребёнком дома». Так, в ноябре 2019 года состоялось очередное практическое занятие для родителей по теме «Практические приемы и методы в работе с детьми с психическими и поведенческими нарушениями, направленные на развитие познавательной сферы». Всего в семинаре приняло участие 62 человека: 38 родителей детей-инвалидов, непосредственно участвующих в практикуме, и 24 дистанционных слушателя, т.к. мероприятие транслировалось в он-лайн режиме для специалистов учреждений социальной защиты и помощи семье и детям Приморского края.
Перед слушателями выступили учитель-логопед Логинова С.В. и учитель-дефектолог Чех О.Н., - специалисты отделения реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с. Гражданка КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка».
Светлана Владимировна начала свое выступление с характеристик основных направлений, по которым осуществляется познавательное развитие детей-инвалидов дошкольного возраста.
«Дети дошкольного возраста все время, вовлечены в какую - то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или стучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны: игровая, продуктивная, познавательная, трудовая, и все они дают возможность детям активно познавать окружающий мир.
Познавательная деятельность, представляющая собой единство чувственного восприятия, практической деятельности и мышление позволяет получить Знания.
Выделяют два основных направления, по которым осуществляется познавательное развитие. Они связанны с общим познанием мира:
- Чувственный, осуществляется за счет чувств человека – слуха, зрения, иных органов восприятия окружающего мира.
- Рациональный (формы мышления: понятие, суждение, умозаключение).
В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Модель детского развития под названием Библиотека навыков мозга. Автор Тара Делани. В первые годы жизни библиотека преимущественно наполняется сенсомоторным опытом.
Проблемы в двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферах (например, повышенная или пониженная чувствительность), также часто становятся препятствиями при формировании и развитии предметной и познавательной деятельности.
Поэтому работу над познавательной сферой начинаем с коррекции поведения, формирования произвольных навыков. При тяжелых нарушениях поведения, в работу включается поведенческий терапевт.
С чего начинается работа логопеда и дефектолога?
Сбор информации о ребенке: Беседа с родителями; наблюдение; анкетирование. Основные вопросы:
- Как ребенок ведет себя с близкими, с незнакомыми людьми, с детьми?
- Чем он любит заниматься? Любимые игрушки, песенки, вкусняшки.
- Чем не любит заниматься? Как относится к картинкам, книги?
- Как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает “на зло”, возникает агрессия, крик.
- Как легче его успокоить при возбуждении - взять на руки, приласкать, отвлечь (чем? - любимым лакомством, привычным занятием, уговорами).
- Насколько долго можно сосредоточить его внимание на игрушке, книге, рисунке, пазлах, мыльных пузырях, свечке, возне с водой и т.д.
- Во время беседы наблюдаем за поведением ребенка, после беседы с родителями пробуем установить с ним контакт.
На базе собранных данных выстраивается коррекционная работа с ребенком.
О специфики построения коррекционной работы
- Упорядочить жизнь ребенка.
Рекомендуется разместить в группе (дома) карточки – подсказки, где будут отражены режимные моменты по порядку. Ребенок должен понимать, когда у него начинаются занятия, обед или прогулка.
Занятия должны быть систематическими, желательно в одно и тоже время. Время проведения занятия должно быть строго выверено. Очень важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке.
- Подкрепляющие стимулы.
На начальных этапах обучения важно стимулировать ребенка к выполнению заданий и подкреплять в течение занятия желаемое поведение ребенка, использовать его интересы для удержания его внимания.
Подкрепляющие стимулы можно разбить на три группы: материальные стимулы (лакомства, любимые игрушки, книги и т.д.);
к социальным стимулам относят все, что связанно с общением (улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. д.); занятия, виды деятельности: рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т.д.)
В начале, следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Такое взаимодействие с ребенком называется физической подсказкой.
Детям с нарушениями поведения очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности и место их выполнения (За одним столом ребенок выполняет то, что требует педагог (произвольности), за другим то, чем любит заниматься сам ребенок, на коврике – играем, делаем постройку.) Переход из одного места в другое должен быть последователен.
Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.
Предположим, планируется обучать ребенка застегивать пуговицы. Первое задание – тренажер с большими пуговицами и свободными петлями. 2) и 3) тренажеры с пуговицами меньшими в диаметре. 4) задание: ребенок должен на себе застегнуть жилет с крупными пуговицами. 5) застегнуть кофту. 6) застегнуть рубашку с маленькими пуговками.
Важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке.
Завышенные требования неизбежно:
- вызовет у ребенка уход от возможного контакта;
- появление нежелательных поведенческих реакций - негативизма, агрессии или самоагрессии;
- фиксацию негативного опыта общения.
Конечно, в идеале необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение. А так же научить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию. В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, не следует их поощрять. Взрослый должен оставаться спокойным. Проявление гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.
Специфика построения коррекционного занятия
- Составляется план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Педагог должен уметь на ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка.
- Организация рабочего места. Слева от ребенка находится материал, который он должен выполнить, справа тот, который он уже выполнил. Однако, если ребенок с трудом концентрирует внимание, то среда должна быть сенсорно «бедной».
- Материал, предъявляемый ребёнку должен быть доступен для его восприятия и понимания. В идеале изначально ребенка знакомят с настоящим предмет, затем используют в коррекционной работе игрушку, после предъявляют фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
- Последовательность выполнения заданий может быть представлено с помощью карточек-подсказок, в которых также можно зафиксировать успехи ребенка.
- Каждое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом (коммуникационной потешкой/фольклорной игрой)
- Предлагаемые игры и упражнения, взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточной куклы.
- Важна совместная деятельность: педагог начинает выполнять задание, ребенок заканчивает, или наоборот.
- Ребенок должен понимать для чего он выполняет задание, и каким образом его можно выполнить. Рекомендуется использовать карточки – подсказки, где будут отражена схема всех действий задания по порядку и конечная цель.
Более подробно с выступлением С.В. Логиновой можно ознакомиться, просмотрев Презентацию выступления
Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог, в своем выступлении рассказала родителям и он-лайн слушателям о практических заданиях, которые можно выполнять с «особыми» неговорящими ребятами в ежедневной работе как со специалистами в учреждении, так и дома с родителями.
С практическими заданиями на формирование сенсорных эталонов, пространственных представлений, перцептивных возможностей детей можно ознакомиться здесь.
В завершении семинара-практикума специалисты и слушатели обменялись мнением друг с другом, ответили на интересующие вопросы родителей. Одним из вопросов был вопрос о том, как подсказывать ребенку, если он испытывает трудность в выполнении задания. Специалисты дали вот такие основные правила по подсказке:
Подсказка должна происходить как бы невзначай. Следите за тем, чтобы у ребенка не развивалась зависимость от подсказок. Это когда ребенок прямо ждет, пока взрослый ему подскажет. Зависимость формируется в тех случаях, когда у взрослого не получается уменьшить подсказку.
Виды подсказок:
- Полная физическая подсказка или подсказка «рука на руке». Терапевт делает все действия сам, используя руки ребенка.
- Частичная физическая подсказка. Например, если терапевт учит ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка может выглядеть как прикосновение к локтю.
- Моделирование. Показываете пример. Например, если говорите ребенку: «встань», то при этом можете и сами встать.
- Позиционные подсказки. Часто мы играем и учим за столом, все наши изображения плоские. Положите нужную карточку или предмет ближе к ребенку.
- Подсказка в материале. Подсказка является частью предмета, карточки или другого материала. Например, если вы учите ребенка различать «мокрое» или «сухое», вы можете положить мокрую тряпочку рядом с сухой.
- Задержка реакции. Эта подсказка полезна для тех детей, которые начинают отвечать слишком быстро, не слушая инструкцию. Произносите инструкцию медленно, так у ребенка будет время на «подумать».
- Полная вербальная подсказка – это произнесение всей фразы или слова. Например, если вы учите ребенка называть предметы, то можете протянуть предмет или карточку и дать инструкцию: «Что это?», а потом подсказать: «Это медведь».
- Частичная вербальная подсказка – это частичное произнесение слова, например, не «это…», а «это ме..».
- Подсказка интонацией, где вы можете подчеркнуть определенную часть слова или фразу, как бы выделяя ее. Если ребенок слишком акцентирует определенный звук, то уменьшите его интонирование.
- Жестовая подсказка. Указывание на нужный предмет – самая распространенная подсказка с помощью жеста.
Помните! Подсказка должна быть такой, чтобы ее степень можно было уменьшить, а затем и исключить совсем
Итак, приемы развития познавательной активности и в целом познавательной деятельности достаточно многочисленны. Наши специалисты затронули лишь некоторые из них. И акцентировали внимание родителей на том, что лишь при совместной последовательной и алгоритмичной работе дефектолога-логопеда и родителей можно добиться положительных результатов в таком направлении как познавательное развитие детей с особенностями развития. Совместная деятельность родителей и специалистов – это ключ к успеху!