В рамках работы Ресурсного центра по разработке и реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» состоялся очередной мастер-класс для педагогов, психологов, воспитателей, по теме «Альтернативные средства коммуникации». Перед коллегами выступила учитель-логопед Светлана Владимировна Логинова, которая много лет занимается проблемой обучения и развития неговорящих детей.
Светлана Владимировна акцентировала свое выступление на невербальных способах коммуникации и дала понятие альтернативной коммуникации, сформулировала ее цель и рассказала, как она стимулирует появление активной речи и помогает её развитию, как использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
Особое место в выступлении Светлана Владимировна уделила методу (Picture Exchange Communication System). Это система специальных карточек-изображений, разработанная американскими учеными для обучения детей с аутизмом. «Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил», - рассказала педагог.
Презентацию материала по альтернативной коммуникации вы можете посмотреть здесь.
После теоретической части педагоги смогли на практических занятиях отработать возможности применения метода PECS в системе реабилитации в нашем отделении.
В ходе мастер-класса, было отмечено, что данный метод очень результативен и имеет широкий спектр применения в работе не только с неговорящими детьми, но и с детьми, имеющими различные нарушения как в познавательной сфере, так и в эмоционально-волевой.