Ресурсном центре прошел родительский лекторий «Почему болеют наши дети. Психосоматические расстройства» |
В Ресурсном центре в очередной раз прошло мероприятие, объединяющее родителей отделения реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Центра «Ласточка». На лектории собралось 15 родителей «особых» ребятишек, чтобы послушать одну из самых актуальных тем: тему почему болеют наши дети: психосоматические расстройства».
«Эта тема красной нитью проходит через все консультации наших педагогов-психологов и не раз поднималась и освещалась специалистами отделения. И сколько бы информации не было рассказано за это время, она все время слышится по-новому», - говорит методист отделения С.Я. Лапутина. И сегодня на нашем лектории педагог-психолог Д. О. Павилова раскроет закономерности психосоматических расстройств, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения и развития заболеваний».
Фото 1
Каждые родители сталкиваются с такой проблемой, как детские заболевания. В одних семьях дети болеют чаще, в других реже, но избежать этого не удается никому. Причем заболеваемость, как бы странно это ни звучало, не зависит от уровня доходов, наличия многочисленных нянек или их отсутствия, качества заботы о ребенке и степени родительской любви. Дети одинаково болеют как в социально благополучных, так и в неблагополучных семьях. Несмотря на то, что в последние десятилетия медицина совершила существенный скачок в своем развитии, появились принципиально новые методы лечения и многочисленные лекарственные препараты нового поколения, уровень детской заболеваемости не снизился, а наоборот, возрос. Невольно возникает вопрос: почему это происходит, что в наиболее значительной степени оказывает влияние на детскую заболеваемость? В чем кроются причины того, часто или редко болеет ребенок?
Часто бывает, что родители для здоровья ребенка сделали все возможное и невозможное. А доктор, назначив все лекарственные препараты, имеющиеся в его арсенале, недоуменно разводит руками. Некоторые родители, а особенно бабушки, переходят к лечению народной медициной, закаливанием, гимнастикой. Иногда это приносит свои плоды, а иногда не оказывает никакого лечебного воздействия.
Не помогает и изоляция ребенка от общества. Конечно, некоторых заболеваний избежать удается, но не в той мере, как хотелось бы. Пока ребенок маленький процедуры по профилактике заболеваний проводить еще возможно, но с поступлением ребенка в школу значительная часть этих мероприятий становится невозможной. Затем наступает подростковый возраст, когда происходит взросление, перестройка организма и нервной системы и к заболеваниям добавляется перемена характера не в лучшую сторону, неврозы, а у родителей волнений и забот.
В этих случаях на помощь приходит психосоматика, изучающая состояния, при которых различные психологические факторы являются причиной возникновения и развития заболеваний. И об этом мы сейчас поговорим.
У детей эмоции кратковременны, в отличии от взрослых. Однако они наиболее интенсивны. Это хорошо для единичных случаев: ушибся – похныкал – прошло; произошла провоцирующая ситуация – эмоция появилась – эмоция отреагировалась. Но если психотравмирующая ситуация затягивается и давит на ребенка, то частые вспышки истощают психику ребенка, энергетические затраты слишком велики, поэтому срабатывает психологическая защита в виде болезни. Также, если ребенок подавляет эмоцию, она не может найти выход, то накапливаясь большим «комом», она проявляется опять же в виде болезни.
Для начала разберем основные причины возникновения психосоматических болезней:
- Внутренний конфликт. Речь идет о ситуациях, когда у человека существует два противоречивых желания, равных по силе. В нем словно бы вступают в борьбу две разных части его личности. Например, если в семье разногласия между родителями и ребенок внутри разрывается на части, так как пытается занять сторону каждого из них одновременно.
- Условная выгода. Это одна из распространенных причин возникновения заболеваний. Перед ребенком стоит какая-то трудноразрешимая задача, или ему предстоит пережить сложную и неприятную ситуацию. Это сильно тревожит его, подавляет. Но найти решение проблемы он не в состоянии. Тогда проблема решается на подсознательном уровне в виде психосоматического заболевания. Например, мам должна уехать на длительный срок, ребенок заболевает, чтобы мама осталась рядом и заботилась о нем. Или мама с папой часто ругаются , ребенок заболевает, ругань прекращается, мама и папа вместе ухаживают за больным ребенком.
- Прошлый опыт. Чаще всего речь идет о сильных детских психологических травмах. С возрастом они словно бы забываются, но на самом деле просто «залегают на дно», укрываются в подсознании и накладывают свой отпечаток на физическое здоровье.
- Идентификация. Подобная причина развития психосоматических расстройств присуща людям, обладающих высокой способностью к сопереживанию. Например, у ребенка кто-то из близких людей тяжело болен или умер от какой-либо болезни. Ребенок, переживая глубочайшую эмоциональную привязанность к этому человеку, на подсознательном уровне идентифицирует себя с ним. И через какое-то время у него могут образоваться симптомы той же болезни.
- Внушение. Здесь речь идет о ситуациях, когда ребенок без всякой картинки, автоматически, на подсознательном уровне принимает мысль о собственной болезни. Источником такого внушения может служить какой-либо авторитет, признаваемый этим человеком. Таким авторитетом может быть мама или бабушка, заявляющая ребенку, что у него, безусловно, уже совершенно больной желудок, потому что он не ест суп, но зато часто ест чипсы. Со стороны взрослого это могло быть обычным ворчанием, но для ребенка это бесспорная истина. И через какое-то время у него действительно может развиться заболевание желудка.
- Самонаказание. Если ребенка длительное время мучает чувство вины, независимо от того, реальная это вина или воображаемая, такое состояние также может привести к развитию психосоматического расстройства. Это своего рода бессознательное самонаказание, которое облегчает переживание чувства вины. Так, например, ребенок может чувствовать вину за то, что папа ушел из семьи, и в качестве самонаказания у него возникает какая-либо болезнь.
Кроме того одним из факторов развития детских заболеваний рассматривают материнское общение. Рассмотрим негативные типы материнского общения:
- Дефицитное общение – связано либо с отсутствием матери в семье, либо с ее постоянной занятостью, невозможностью уделять ребенку достаточно внимания и заботы.
- Избыточное общение – противоположный тип. Он подразумевает постоянное присутствие матери возле ребенка, назойливое внимание или опеку. Как правило, такие ситуации возникают в семьях, где женщине не удалось реализовать себя как личность и она заполняет пустоту собственной жизни постоянным присутствием в жизни своих детей.
- Неравномерное общение – чередование в силу каких-либо причин первых двух типов общения. Для ребенка это непредсказуемо и непонятно. То мама неделями не обращает на него внимания, занята своими делами, то вдруг буквально набрасывается на него, не отпуская от себя ни на минуту. Как правило, такие ситуации возникают в семьях, где мама пытается поделить свое время между ребенком и карьерным ростом, не умея сочетать обе эти функции гармонично. Может это происходить и в неполных или малообеспеченных семьях, где на мать возлагается ответственность за содержание семьи, где она вынуждена работать на нескольких работах, чтобы прокормить себя и малыша. В возникающие промежутки свободного времени такая мама стремится наверстать упущенное, восполняет недостаток внимания чрезмерными, чуть ли не болезненными проявлениями заботы и ласки.
- Формальное общение – тип общения, когда мама практически не принимает участия в воспитании ребенка и в уходе за ним. Такая ситуация может возникать, если в семье существует серьезный разлад между супругами, занимающий все внимание женщины, если родители в разводе и живет с отцом, если мама активно занята налаживанием своей личной жизни, если родители во главу угла ставят бизнес, а ребенок вверяется заботам няни и т.п. Живое общение заменяется покупкой игрушек, сладостей, новой одеждой и т.д.
Несмотря на то, что исследователи выделяют в качестве фактора возникновения психосоматики материнское общение, на самом деле отцовское общение тоже немаловажно и при его искажении ведет к определенным проблемам.
Значение того или иного психосоциального фактора может быть различным в разном возрасте. Так, например, для младших детей наиболее травмирующими являются факторы, связанные с материнским общением. А для подростков наиболее острыми являются неправильный тип воспитания и проблемы социального статуса.
Наверное каждый родитель сталкивался с такой ситуацией: ребенок кричит: дай игрушку, купи! Родители не покупают, и ребенок тогда ложится на пол и стучит ногами, кричит… и родители думают: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. И тогда он получает то, что хотел. И он понимает: если я хочу что-нибудь получить, я должен плакать. И так воспитывается истерик. Конечно, дети начинают добиваться своего капризами. А когда они вырастают, то кто на их капризы обращает внимание? Никто! И они получают большие нервные срывы, попадают в больницу. Если врач не столько выполняет его капризы, сколько способствует его перевоспитанию, тогда хорошо. Если нет, то, выписавшись и попав в прежнюю среду, он опять заболевает. Поэтому сразу давайте ему то, что нужно. А если не дали, то тогда все – не давайте. Если сказали нет, то стойте на своем до конца. И ребенок это в конце концов поймет.
Лучше сейчас привести вашего ребенка в чувства, чем тогда, когда его в чувства будут приводить другие и довольно жестокими методами. Ведь когда он пойдет в школу, то начнутся еще большие неприятности, ведь никто там за ним бегать не будет.
Давайте детям совершать ошибки. Может, кто-то помнит, что в Библии написано: почитать надо родителей, но не слушаться их. Если бы дети слушали родителей, то мы бы в пещере сейчас жили. Все новое бывает от непослушания. Когда ваши дети будут не согласны с вами, взрослыми, значит уступите им. Тут может быть два варианта: либо он ошибется, сделает свои выводы и это его чему-то научит, либо он уже умнее вас, а вы этого не замечаете, тогда у него начнет получаться задуманное. Ведь, как говорится, «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». А от постоянных запретов, оберегания от ошибок, разочарований, падений, вырастает ребенок инфантильный, эгоистичный, несамостоятельный, а значит и адаптация в обществе у него будет затруднена.
Когда человек часто испытывает какую-либо эмоцию, она становится чертой характера: если часто испытывает страх, то становится трусливым; если радость, интерес, то жизнедеятельным и жизнерадостным. Во внутриутробный период эмоции мамы посредством гормонов влияют на ребенка. Поэтому многие дети уже успевают заболевать, правда, болезнь выявится, когда им станет 15-20-30 лет. А на самом деле во внутриутробном воспитании они все это получили.
Вот и получается, что у многих больных неблагоприятный сценарий начал складываться еще с момента, когда их родители нашли друг друга, а его формирование продолжилось, по-видимому, в процессе внутриутробного развития.
Если мама, вынашивая ребенка, неспокойна, значит, она выделяет гормон адреналин. Выделяется норадреналин – ребенок уже рождается трусливым, или гневливым. Все неудачи во внутриутробном развитии потом могут закончиться какими-либо заболеваниями. Некоторое теоретики говорят, что если первые пять лет неправильно воспитывают, то человек заболевает неврозом, а если во внутриутробном воспитании получены ошибки, он может стать зависимым от алкоголя, наркотиков или быть больным шизофренией.
Я хотела бы задать вам вопрос: как вы считаете, до какого возраста ребенка можно воспитывать?
Мало кто догадывается, что дети – это маленькие люди до 5 лет. А после 5 лет – это уже взрослые. Уже воспитание все закончилось и идет перевоспитание. А это уже намного сложнее.
Расскажу вам о некоторых стилях воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой:
- Кумир семьи. «Мимозное воспитание». Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается не в силах с ними справиться.
- Золушка. Мать или отец тяготится ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий больше внимания. Такое воспитание способствует развитию повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.
- Жестокие условия. Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение. Из таких детей нередко вырастают жестокие люди.
- Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант «Ежовые рукавицы». Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему. В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка, вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция. А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к другим различным нарушениям поведения.
- Оранжерея. В оранжерее все есть. Все расписано по часам: спорт, музыка, английский язык и пр. единственное, что ему не разрешается – ходить на улицу и играть со сверстниками. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону. Оранжерейные растения это великолепные растения, но как только их высаживают в грунт, они начинают болеть, их начинают обходить в росте те растения, которые были высажены в грунт семенами. К практической жизни дети, лишенные родительской опеки, как правило не готовы. Они часто попадают под влияние лидеров с антисоциальными установками.
- Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и его вариант «Вечный принц». Он – из подающих надежды. В школе ребенок круглый отличник, но так как он воспитывается в условиях повышенной моральной ответственности, то свои оригинальные способности не развивает, желания не удовлетворяет – следовательно, с самого детства постоянно находится в состоянии выраженного эмоционального напряжения, которое создается установками типа «надо быть отличником!». Вырастает невротиком. Например, ребенок с выдающимися математическими способностями. На математику тратил мало времени, а на другие предметы – много. И в итоге математика из него не получилось, да и лингвиста тоже. Когда он иногда получал четверки, то его сильно ругали. И чувствовал он себя тревожно. Легче ему стало, когда на четвертом курсе он получил тройку. Диплом с отличием ему уже не светил. Он расслабился и больше стал уделять внимания математике. После окончания института был принят в аспирантуру. Или еще пример, родители Вечного принца – тихие скромные люди, законопослушные и хорошие работники. Мальчик учился в одной из лучших школ, и учителя его были саамы лучшие, и он сам добропорядочным человеком. Так он вырос с огромным желанием быть хорошим, всем понравиться, что, конечно, очень тяготило, и приводило к ежегодным лечениям. Поработав с психотерапевтами, ему удалось избавиться от этих родительских установок, он сосредоточился на любимом деле, добился выдающихся успехов, принеся пользу себе и обществу.
Бывает, что при одном и том же стиле воспитания вырастают люди с противоположными качествами. Это зависит от темперамента человека. Например, когда ребенок растет в бесконечной критике и сравнении с другими, то ребенок-холерик может вырасти высокомерным (Я +, ВЫ –), а из меланхоличного – гадкий утенок (Я –, ВЫ +).
Одним из воспитательных методов у родителей является крик. Кажется, накричал на ребенка, тогда дойдет до него лучше. Однако часто родители замечают, что, например, делая домашнее задание, в момент когда ребенок чего-то не понимает, делает его неправильно, родитель применяет крик, и тогда ребенок воспринимает информацию еще хуже, как будто мозг совсем отключился. Отчасти это так и есть. Наш мозг условно можно разделить на 3 мозга: ствол, средний мозг и кора. Ствол отвечает на инстинкты человека, средний – активен в момент мыслительной деятельности, а кора – это эмоции. Загвоздка в том, что эти 3 мозга не могут полноценно работать одновременно. Поэтому, когда родитель накричит на ребенка во время выполнения домашнего задания, ребенок чувствует обиду и злость, в этот момент активна кора головного мозга. Вот и получается, что думать он просто физиологически не может. Конечно родители тоже люди, им тоже свойственно срываться. Однако, если такое происходит, то после желательно извиниться перед ребенком, объяснить причину своего поведения и спокойно разобраться в ситуации.
Еще один вопрос, который я хочу вам задать: по вашему мнению, когда, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка?
Уже во всем мире, и у вас в том числе, отработана программа воспитания детей в утробе. Есть статистика, что когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач. Но мало кто полагает, что воспитание ребенка нужно начинать с воспитания воспитателей, т.е. родителей. Ведь личность детей формируется исходя из того, что вложит в него родитель. А если у родителя недостаточно знаний о воспитании детей, если родитель сам воспитан несамостоятельным, инфантильным, или же наоборот слишком самостоятельным и гиперответственным, то и воспитание его ребенка будет соответствующим. Поэтому, уважаемые родители, когда ребенок много капризничает, не слушается, а тем более часто болеет, в первую очередь посмотрите внимательно, что вы делаете не так, что заставляет ребенка прибегать к подобному поведению. Маленький ребенок, в силу своего возраста, еще не умеет говорить о своих чувствах, проблемах, он показывает это своим поведением, а задача родителей вовремя «расшифровать» этот посыл и начать, в первую очередь, с себя.
А чтобы вам было немного легче «расшифровывать» психосоматические послания детей, рассмотрим некоторые детские болезни и причины их возникновения:
- Энурез – непроизвольное мочеиспускание, которое отмечается у детей как при ночном, так и при дневном сне. Энурез доставляет ребенку немало проблем. Он может стыдиться, бояться быть наказанным, поэтому стремиться скрыть его от родителей. Это может быть настоящей трагедией из-за насмешек детей и взрослых. От тактичности родителей и любви к ребенку зависит успех избавления от энуреза. Причины: невроз (при установлении в семье мира и спокойствия энурез проходит); чрезмерно строгое воспитание (например в связи с высокой температурой происходит мочеиспускание, это вызывает у родителей бурные эмоции, и ребенка ругают, наказывают. Это вызывает у последнего тяжелые воспоминания и фиксацию); с другой стороны, энурез – это вопрос соблюдения границ ребенка. Нужно обратить внимание есть ли у него своя комната или свое место и как оно оформлено, своя ли кровать у ребенка или он спит с кем-то из родственников, есть ли у него личные игрушки трогает ли их кто-нибудь без разрешения. Например, мальчик 6 лет тяжело переживает, что живет с младшим братом в одной комнате, а родители заставляют его отдавать свои игрушки младшему брату. Младший, чувствуя поддержку со стороны взрослых, хочет играть только в игрушки старшего брата и часто ломает их. На этом фоне случаются скандалы и драки между детьми. Родители встают на сторону младшего. Как следствие – у старшего ночной энурез. Кроме того, важно насколько серьезно родители контролируют своего ребенка, есть ли у него свободное время, может ли он свободно поиграть с любимыми игрушками. Например, у 7-летнего мальчика энурез. Когда мама озвучила расписание ребенка, стало ясно, что у нет ни одной свободной минуты, даже поход в туалет расписан. Не каждый взрослый такое выдержит. У мальчика не было времени ни на свои игрушки, ни на свои желания и как следствие – энурез.
- Тошнота и рвота. Эти симптомы могут возникнуть в связи с переживанием ребенком стресса, вовлечением в конфликт, умственными и эмоциональными перегрузками. Дети, у которых появляются подобные психосоматические реакции, характеризуются зависимостью от родителей, особенно от матери, пассивностью и склонностью к депрессии.
- Головная боль. Обычно она возникает при волнении, усталости. Дети, подверженные головной боли и мигрени, отличаются хорошим интеллектуальным развитием, эмоциональной неустойчивостью, повышенной ответственностью, мнительностью, раздражительностью. Провоцируют мигрень физические и умственные перегрузки.
- Лихорадка неясного происхождения. Повышение температуры тела часто отмечается у маленьких детей при разлуке с семьей, например, впервые пошел в детский сад, попал в больницу. Причины у такой привычки болеть могут быть разнообразные. Одна из них – наличие болезни у ребенка как условие любви, внимания со стороны родителей. Если в семье снисхождение, жалость, ласку и внимание принято уделять лишь больному, болеть в такой семье будут чаще, особенно дети.
- Боли в животе. Спровоцировать симптом могут семейные конфликты, громкие выяснения отношений и драки между членами семьи, развод родителей. Боль в животе может возникнуть у ребенка в связи с болезнью или утратой близких, любимого животного. Она может являться защитной реакцией при конфликтах в детском саду и школе, ведь в таком случае ребенок останется дома и избежит неприятного общения. Боли в животе возникает у детей при отсутствии понимания, друзей, при пребывании вне семейного круга. Болезненно дети воспринимают появление в семье новых членов. Подобным образом могут реагировать на ограничения, например при отказе в покупке дорогой игрушки.
- Синдром раздраженного кишечника. Провоцируют развитие болезни стрессы, особенно возникающие в период, когда ребенок приучается контролировать свои физиологические отправления. У детей со склонностью к запорам выявляются страх потери и жажда власти, поэтому они стремятся стать лидерами. Для них характерно желание доминировать над матерью. У них имеются негативные переживания, связанные с болезненностью опорожнения кишечника, застенчивостью и повышенной стыдливостью, которые усиливаются вне дома, в незнакомых обстоятельствах и проявляются запором. Конфликты в семье, утрата близких, страх перед посещением школы лишают их ощущения безопасности, и симптомы раздражения кишечника усиливаются. Дети со склонностью к поносам отличаются инфантильностью. Дети с синдромом раздраженного кишечника подвержены тревожности, унынию, тоске. У них часто отмечаются заторможенность и изменчивость настроения. Они не накапливают обиды, вещи и любят делать что- то для других, дарить. Поносы возникают у них под влиянием стресса и реже таких эмоций, как страх и негодование. Синдром раздраженного кишечника может развиться у Ребенка под воздействием психических травм.
- Ангина. Под влиянием определенных эмоций и жизненных ситуаций возникает мышечное напряжение в области шеи и глотки, что вызывает ухудшение кровоснабжения расположенных там органов. У ребенка ангины и хронический тонзиллит связаны с неправильным воспитанием и проблемами в отношениях между родителями. Как правило, родители не занимаются своими проблемами, а направляют усилия на опеку ребенка. Они многое решают за него и не предоставляют право голоса там, где это возможно и необходимо. Ребенок постоянно подавляет свое желание высказаться, не учится мыслить и выражать свое мнение. Подобное воспитание вызывает протест даже у маленьких детей, которые воспринимают себя уже самостоятельной личностью. Если взрослые упорно не замечают внутреннего протеста ребенка, то у него появляется комплекс неполноценности и развиваются ангина или хронический тонзиллит. Также он сталкивается с многочисленными запретами и назиданиями — не трогай, нельзя так говорить, так не делают и т.п. Родители полагают, что они любят ребенка, ведь так должно быть, и таким образом проявляют заботу о нем. Спровоцировать болезнь могут тяжелые сцены и громкая ругань между родителями, свидетелем которых становится ребенок. В этом случае у него возникают психическая травма и стресс, а реакция организма подобна немому крику. Ребенок не может встать на сторону отца или матери, так как они для него едины, и появляется желание остановить конфликт, однако он не в силах преодолеть взрослых, поэтому подавляет протест. Ему приходится часто «глотать обиду», причем не только в такой ситуации, но и в других с учетом особенностей воспитания. Родители при подобных психосоматических реакциях невнимательно относятся к эмоциональному состоянию ребенка, не слышат его, так как все время погружены в собственные переживания, от которых пытаются отвлечься только заботой о ребенке. Ребенок при этом чувствует себя ненужным и тяготится опекой. Подавление обиды возможно и при грубом обращении с ребенком, когда он не может защититься или выразить возникающие по этому поводу негативные эмоции. А сдерживание себя приводит к формированию мышечных зажимов и воспалению в горле. Ребенок растет с комплексом неполноценности и все время подвергает свои действия и высказывания внутренней цензуре: «можно ли так говорить? », «а вдруг меня не поймут? », «вдруг я обижу других своими словами? ». Он все время сдерживается, избегает эмоциональных и грубых фраз, контролирует себя. В итоге ребенок при таком воспитании перестает отстаивать свои позиции, копит обиды и не развивается как личность, зато приобретает еще и другие хронические болезни. Также болезни провоцирует неспособность разрешать конфликты с другими детьми и воспитателями, так как ребенок просто не умеет общаться и высказываться.
- ОРЗ. У значительной части таких детей выявляется неблагоприятная психологическая и социальная обстановка в семье. Обычно родители воспитывают их в строгости и с чрезмерной опекой или, наоборот, все позволяют и считают их идеальными. Психологическими причинами насморка, кашля являются 1) глубокие обиды и унижения, 2) внутренний конфликт, когда накапливаются недовольство в связи с невысказанными обидами, стыд и появляется отчаяние, 3) растерянное состояние, когда ребенок оказывается в сложной или незнакомой ситуации, 4) недостаточном внимании со стороны близких, в первую очередь родителей, 5) завышенные требования и чрезмерная опека со стороны взрослых, с резко выраженной и несправедливой критикой, ребенок ощущает себя стесненным, он не может вдохнуть полной грудью и ощутить свободу. Из него вырывается только кашель, которым он пытается сообщить окружающим о своем положении, 6) сдерживать дыхание изо дня в день ребенок может и по причине многочисленных запретов и ограничений, 7) в более чем половине случаев психосоматические ОРЗ развиваются на фоне нарушенных отношений «мать- ребенок», 8) подвержены частым ОРЗ нерешительные, сомневающиеся в своих силах, легковнушаемые дети, которые верят многократно повторяемым родителями и бабушками словам: «оденься теп- лее, а то простудишься», «не пей холодное, а то заболеешь», «не сиди у окна, а то продует». Частые ОРЗ — это повод для чрезмерно заботливых родителей перестать опекать свое чадо и приобщить его к жизни, научить быть свободным и не бояться трудностей.
- Заикание. Причиной заикания обычно является испуг. Затем появляется страх перед речью в присутствии других, который поддерживает заикание. У детей с заиканием имеются одновременно желание высказаться и нежелание это делать, что приводит к появлению агрессии в отношении слушающего. Заикание усиливается в присутствии доминантных для ребенка личностей — родителей, авторитетных взрослых. Оно подкрепляется, если ребенок получает в связи с ним какую-то выгоду. Например, родители дают ему поблажки дома, на уроке учителя освобождают от устных опросов и дают возможность выполнить вместо этого письменную работу. Другие причины: 1) не дают высказывать свое мнение по самым простым вопросам, 2) просьбы ребенка игнорируют, его желания не учитывают, он находится в постоянных запретах и говорить для него становится трудно, 3) неумение отстаивать свои права. Все конфликты в семье и детском коллективе также способствуют нарушению речи.
- Бронхиальная астма. Причины связанны с недостатком любви к ребенку и неудовлетворенностью семейной жизнью родителей: конфликты и бурные выяснения отношений, алкоголизм членов семьи, непонимание ребенка. Кашель возникает как протест против сложившейся ситуации. Такие дети в общении проявляют эгоцентризм и мало способны к ролевому взаимодействию. У них наблюдается демонстративное поведение, стремление оказаться в центре внимания, они хотят достичь успеха и добиться желаемого сразу, много требуют. При этом отличаются инфантильным поведением, могут проявлять агрессию. Спазм бронхов – проявление внутреннего конфликта, который заключается в противоречиях «брать» и «давать». У них имеется потребность в любви и нежности и в то же время страх перед ними. Неполная семья, алкоголизм родителей, развод, ревностность, претенциозность и подозрительность родителей. Пока ребенок мал, ему запрещают плакать и кричать. Ребенок растет с обостренной чувствительностью, повышенной возбудимостью, обидчивым, тревожным. Можно сказать, ему «не дают дышать».
- Аллергия. Проявление нежелания что-то принять в своей жизни, несправедливости, 2) воспитание, при котором ребенок не получает достаточно внутренней свободы, подавляется как личность и находится во власти запретов, 3) внутренние противоречия – не может встать на сторону папы или мамы, 4) привлечь внимание (недостаток любви, привык подчиняться родителям и оправдывать их ожидания, чтобы получить ласку), 5) заставляют что- то делать вопреки желанию, 6)длительные переживания неудачи, прошлых событий, угрызения совести, 7) аллергия на какое-либо вещество возможна в связи с конкретным человеком или объектом, ситуацией, которые ребенок отторгает таким образом (повышенное стремление к чистоте – аллергия на пыль, укус животного в детстве – аллергия на животных).
- Сколиоз. Обычно он формируется, когда ребенок сутулится, а это происходит, когда он ощущает тяжесть. Значит ребенок чувствует непосильную ношу, обычно связанную с конфликтами между родителями, гиперотвественностью, когда на ребенка возлагаются обязанности непосильные по возрасту, чувством вины. Спина - представляет собой поддержку от проблем жизни. Болезни: верхняя часть - отсутствие эмоциональной поддержки, чувство, что не любимы, сдерживание чувства любви; средняя часть - вина, замыкание на всём том, что остаётся за спиной, "слезьте с меня"; нижняя часть - отсутствие финансовой поддержки, страх порождённый отсутствием денег. С другой стороны, деформация позвоночника связанна с отношениями с отцом. Настрой матери против отца. Особенно это важно для девочки. Внимание отца особенно важно в период с года до 8 лет, то внимание, которое будет формировать здоровую самооценку: время проведенное вместе (прогулки, чтение книг, игры и т.п.), внимание к ее персоне (разговоры по душам, интерес: как прошел день, что нового), тактильный контакт (объятия, поцелуи), слова любви и комплименты НО Никакой критики. Критика убивает самооценку. Говорить о том, что нужно исправить, может мама, но правильно, не высказывая недовольство, а акцентируя внимание на достоинствах. Готовность защитить свою девочку (если дочку кто-то обижает, папа должен быть готов «порвать» любого, кто причиняет ей боль. Тогда формируется уверенность, что она находится в безопасности и папа, а между строк – мужчина, ее всегда защитит) НО никакого физического насилия со стороны папы. Вообще бить никому из родителей нельзя, но именно наказание от папы разрушает ее психику и убивает самооценку. В будущем она может притянуть к себе мужчину тирана и агрессора, который будет поднимать на нее руку или просто унижать и делать ее жизнь невыносимой.
Девочка, которая получила мало отцовской любви, стремится восполнить эту пустоту любовью и вниманием других мужчин. Здесь и беспорядочные сексуальные связи, и неудачные отношения, и ранний побег замуж за «первого встречного».
Отец для мальчика – образ того, каким должен быть мужчина. Он будет смотреть на папу и хотеть быть точно таким. Даже если вы видите, что этот мужчина далек от идеала, мальчик будет смотреть на него восхищенными глазами. Потому что папа для него авторитет. Это первое. Он будет считывать модель взаимоотношений мужчины и женщины именно по тому, как папа относится к маме. И с большой вероятностью в будущем он точно также будет относиться к своей жене. Это два. Отцу важно учить сына мужским качествам своим примером. Это единственный способ воспитания, который работает. Говорить, что курить вредно с сигаретой во рту, по крайней мере глупо. Важно проводить время с сыном, но делать это правильно. Не просто читать книги и гулять по парку, а развивать его смелость, быстроту реакции, мужественность ответственность. Идеально заниматься с мальчиком спортом, ходить с ним в походы, где от обоих нужно будет проявление физической силы. Устраивать соревнования, в которых дать возможность сыну показать на что он способен. И хвалить за результат. За достижения. А потом возвращаться домой и рассказывать их маме. Если мальчик растет без отца, то мама должна максимально проявлять с ним женские качества характера, это будет мотивировать его проявлять и развивать мужские. И желательно, чтобы в окружении был мужчина, который станет для него авторитетом. Это может быть дедушка, крестный, дядя, отчим или даже тренер с секции. Это должен быть мужчина, обладающий теми качествами, которые вы бы хотели для своего сына. И всячески поддерживать их общение. А что же делать, если папа мальчика живет с ними, но совершенно не обладает мужскими качествами характера? Во-первых, начать с себя и становиться женщиной. Отдавать бразды правления в руки мужа. Начать видеть в нем авторитет. Ребенок возьмет вашу модель семьи и всю жизнь будет строить именно по такому сценарию.
Спасибо за внимание! Надеемся, что эта информация позволит Вам более целостно посмотреть на картину здоровья не только Вашего ребенка, но и Вас!