![]() |
Всем известно, что, когда ребенок появляется на свет, за его жизнеспособность начинают отвечать врожденные безусловные рефлексы. Они помогают ребенку дышать, есть, хватать, ходить |
Прежде чем понять, как примитивные рефлексы влияют на развитие ребенка, давайте попробуем разобраться, что такое младенческие рефлексы, какие функции они выполняют, что может помешать ребенку реализовать свой ранний рефлекторный опыт полноценно.
Рефлекс – защитный моторный ответ на внешний раздражитель. Этот ответ формируется в стволе головного мозга. По мере развития ребенка, созревания нервной системы, примитивный моторный ответ трансформируется (интегрируется) в осознанное движение и контролируется корой головного мозга.
Рефлексы начинают созревать в период беременности и полностью сформированы у доношенного ребенка в 40 недель. В норме появляются и угасают у ребенка в определенное время, соответствуя стадиям развития нервной системы.
Примитивные рефлексы выполняют 2 важные функции:
- Защитная. Защищают ребенка в первые месяцы жизни ребенка, т.к. нервная система еще незрелая.
- Развивающая. В каждом рефлексе содержится потенциал для развития ребенка. Основными являются формирование навыков двигательного развития (крупная и мелкая моторика).
Причины, мешающие ребенку реализовать свой ранний рефлекторный опыт полноценно:
- Тяжелая беременность, стремительные роды, медицинское вмешательство, родовые травмы.
- Недоношенные дети и дети, родившиеся путем кесарева сечения.
- Ограничение двигательной активности в раннем возрасте: сажание в манеж, использование ходунков, раннее присаживание, вождение ребенка за руку, раннее отлучение от груди. Оно мешает ребенку овладеть собственным телом, тормозит созреванию нервной системы.
Младенческих рефлексов существует множество и наличие их у ребенка может определить невролог или педиатр.
Большинство врожденных рефлексов интегрируется в осознанные действия в течение первого года жизни ребенка. Если какой-либо рефлекс сохранился, то в системе управления организма происходит сбой и ребенку приходится затрачивать дополнительные ресурсы организма, чтобы просто управлять своим телом. Чем больше таких сбоев, тем больше энергии требуется, тем труднее будет малышу. То есть рефлексы, которые вовремя не трансформировались в осознанные действия, заставляют организм ребенка функционировать в режиме «выживания», например, реагировать на стрессовые ситуации криком, желанием убежать, формируются страхи и фобии. Ребенок постоянно как будто находится в состоянии защиты, бегства. Из-за этого очень страдает внимание ребенка, его когнитивные способности, управление поведением и движениями. Все это оказывает огромное влияние на его мышление и поведение. Таким образом наличие рефлекторных двигательных реакций мешают овладению ребенком собственным телом: ему сложно скоординировать действия, могут быть трудности в моторике отдельных частей тела, удержании определенного положения, качестве использования глаз и рук. И такие трудности будут иметь последствия в будущем в освоении более сложных навыков, например в школьном обучении. Однако заметить последствия неинтегрированных рефлексов можно и в более младшем возрасте – они могут вызвать проблемы в освоении навыков еды, туалета, одевания/раздевания.
Важно помнить о взаимосвязи психического и моторного развития ребенка. Если западает какой-то моторный компонент, то есть вероятность, что будет западать и психический.
Непогашенные младенческие рефлексы могут влиять на:
- нарушение сенсорной обработки (реакция на внешнюю стимуляцию). У ребенка или чрезмерная реакция (гиперчувствительность), или реакция задержана, или отсутствует (гипочувствительность);
- задержку моторного развития;
- последовательность и точность движений (неточность выполнения действий: кистей=письмо, язык=речь, глаза=письмо, чтение)
- задержку туалетных навыков;
- нарушение пищевого поведения;
- нарушение внимания (умение удерживать взгляд на одном предмете в течение определенного времени соответственно возрасту);
- сложности в овладении навыками самообслуживания: одевание/раздевание, умывание/купание, умение есть ложкой и пить из кружки, помощь по дому и т.п.;
- сложности с саморегуляцией (неконтролируемые истерики, постоянная плаксивость, смешение эмоций).
Как родители могут наблюдать за развитием рефлексов и обеспечивать их правильное формирование
Чтобы родителям понимать, насколько правильно и качественно идет развитие малыша, необходимо ориентироваться на нормы двигательного развития – это главный маркер оценки. Следующий маркер – наблюдение за тем, как ребенок познает окружающий мир: интересуется ли он игрушками, разными предметами, как он их исследует, хочется ли ему изучить доступную окружающую территорию. Стремление познавать окружающий мир – главный двигатель развития ребенка раннего возраста. Его отсутствие или присутствие, но со специфическими особенностями может говорить о нарушении в развитии малыша. В этом случает нужно обратиться к педиатру и озвучить свое беспокойство по этому поводу.
Чем же можно помочь малышу, чтобы он гармонично развивался?
Главный совет – не ограничивать ребенка. Основным видом деятельности детей до 3 лет является предметно-манипулятивная. Малыши активно исследуют окружающий мир путем тактильного, зрительного, слухового, ротового исследования. В этот период они учатся хватать, бросать, отталкивать, открывать-закрывать, везде лезть. Они активно познают собственное тело с помощью активных движений. Все это дети делают под чутким контролем взрослого, который является помощником, партнером, моральной поддержкой. Активные игры: ползанье, преодоление различных препятствий, подкидывание ребенка вверх, «летание самолетиком», упражнения на фитболле – все это помогает естественным образом рефлексам интегрироваться в осознанные движения.
Гармоничное развитие всех систем – залог успешности ребенка!
Киселева Ирина Владимировна, воспитатель, специалист по сенсорной
интеграции КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»