Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Ожидание и появление на свет малыша всегда трепетно и волнительно. Каждая мамочка желает, чтобы ее ребенок был здоровым, крепким, любознательным, активно познающим этот большой окружающий мир. Чем больше женщина ощущает своего малыша внутри утробы, тем чаще она начинает задумываться, а как он себя чувствует, слышит ли он ее, комфортно ли ему, ощущает ли ее настроение? Что дать ответы на эти вопросы, попробуем погрузиться в мир «внутриутробного сенсорного восприятия малыша»

Ребенок в утробе матери способен не только воспринимать определенные сенсорные воздействия извне (свет, звук, вибрации) и эмоциональное состояние матери, но и реагировать на них какими-либо ответными движениями. К третьему месяцу беременности развиваются органы чувств и соответствующие центры мозга, отвечающие за сенсорное восприятие. Их совершенствование и специализация в соответствии с выполняемыми функциями проходит на протяжении оставшихся шести месяцев.

Рассмотрим, как развивается каждая из сенсорных систем, начиная с ранних периодов внутриутробного развития плода.

Слуховая система отвечает за восприятие звуковых ощущений, полученных от предметов, от разговора. Формирование и развитие органа слуха человека начинается с первых недель жизни плода. В конце шестого месяца беременности структуры уха достаточно развиты, чтобы плод мог воспринимать звуки. К этому периоду активно развиваются слуховой нерв и участки мозга, ответственные за обработку звуков. Во время исследований было выявлено, что малыш в утробе матери может слышать звуки уже в 24 недели, а в период 33–40 недель слуховая система практически полностью развита. Плод активно реагирует на звуки, может вздрагивать или успокаиваться в ответ на знакомые голоса. Поэтому голос матери и простые тексты, произнесенные ею в последнем периоде беременности, узнаются новорожденным. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и в дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Например, если отцы часто разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос, что положительным образом отражается на эмоциональном и психическом состоянии ребенка.

Многие родители отмечают, что новорожденный малыш быстрее успокаивается при сильном эмоциональном напряжении, когда слышит песни и музыку, услышанную в пренатальном периоде. Только музыка должна носить мелодичный, классический, спокойный характер, потому что агрессивная, тяжелая музыка приводит плод в состояние перевозбуждения и негативно действует на его внутриутробное развитие и на состояние психики уже после рождения. Прослушивание музыки во время беременности, привьет ребенку музыкальный вкус, улучшит его слуховое восприятие, тем самым обогатив всю его последующую жизнь.

Зрительная система отвечает за восприятие зрительных ощущений. Благодаря зрению определяется свет, цвет, форма предмета, осваивается навык чтения, восприятие пространства, расстояния и т.п.

Зрительная сенсорная система развивается к 26 неделям. В этот период глаза начинают двигаться в ответ на световые стимулы. Ребенок уже может различать яркость света и темноту. Интересный факт, что при освещении стенки живота матери оранжевым светом, ребенок зажмуривается, отворачивает головку.

Вестибулярная, вкусовая, проприоцептивная, тактильная, системы начинают функционировать в период 14—24 недель беременности.

Тактильная система отвечает за восприятия, полученные от кожных ощущений. С ее помощью происходит принятие всех прикосновений, понимание холодное-горячее, гладкое-шершавое, колючее, склизкое и т.п. Тактильные рецепторы расположены не только на коже тела, но и во рту (на щеках, на языке). Возникает вопрос: «А как малыш, находясь в утробе, может ощущать прикосновения?» Автор книги «Воспитание в утробе матери» Андре Бертин пишет: «Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку». Встречая беременную женщину, мы зачастую видим, как будущая мама нежно поглаживает свой животик. Чаще всего это происходит, когда ребенок очень активно двигается. А поглаживание помогает малышу успокоиться, потому что он ощущает эти прикосновения. Так же происходит и при прикосновениях к животу будущими отцами – ребенок сразу замирает, его движения становятся медленными. Поэтому еще до рождения малыш чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей.  А это в дальнейшем сказывается на его будущих отношениях с ними уже после рождения и когда он взрослеет.

Вестибулярная система отвечает за восприятие ощущений движения, силы тяжести и равновесия. Эти ощущения позволяют нам двигаться: удерживать равновесие, прыгать, бегать, преодолевать земное притяжение, читать, писать. Автор книги «Ребенок и сенсорная интеграция» Дж.  Айрес пишет: «Вестибулярная система – это главный организатор ощущений. Она связана почти со всеми зонами мозга и начинает формироваться с ранних стадий внутриутробного развития, когда происходит закладка и развитие органов слуха, потому что вестибулярный аппарат располагается в среднем ухе».

Поэтому беременность не является показателем прекращения активной деятельности женщины. Если нет медицинских показаний для ограничения движений, то умеренные физические нагрузки, помогают не только здоровью матери, но и помогают формированию вестибулярных ощущений. Малыши с хорошо развитой мелкой моторикой чаще рождаются у женщин, которые ведут активный образ жизни во время беременности. У них лучше развиваются двигательные навыки.

Проприоцептивная система отвечает за восприятие ощущений положения тела в пространстве, за ощущения, полученные от мышц, суставов, сухожилий. При каких ситуациях мы можем получить эти ощущения? Когда берем предмет в руки, когда заходим в пространство, когда необходимо двигаться в темноте на ощупь, при удерживании позы тела, удержании предмета, умении писать и т.п. Работа проприоцептивной системы включается во время прохождения родовых путей, в это же время происходит включение родовых рефлексов.

За восприятие и различие вкуса отвечает вкусовая система. Андре Бертин пишет: «К 6 месяцу беременности вкус у плода уже хорошо развит. Он даже может отдавать предпочтение одного другому». Вкусовые рецепторы к концу беременности   полностью развиты у ребенка. С их помощью новорожденные могут ощущать вкус молока/смеси. По своей природе грудное молоко и смесь имеют сладкий вкус. Поэтому, естественным образом, малыш предпочитает сладкие вкусы соленым. Учеными было выявлено, что плод не только распознает вкусы того, что ест мама, но и реагирует на них. Так, во время исследования УЗИ будущим мамам давали сухой порошок сладкой морковки и обнаружили, что малыши вскоре улыбались. А вот после капусты они гримасой выражали недовольство!

Обонятельная система отвечает за восприятие запахов и развивается у плода в первую очередь. На 8 недели беременности начинают развиваться рецепторы, необходимые для восприятия запахов. К 24 недели они считаются полностью функциональными. Это означает, что ребёнок появляется на свет с полным обонянием. Как только дети рождаются, они прекрасно чувствуют запахи вокруг себя.  Полагаясь на свое обоняние, ребенок может найти себе пищу. Лежа на груди матери, развитое обоняние малыша помогает ему найти грудь.

Есть такое утверждение: «Запах груди определяется веществом, расположенном в секрете желез Монтгомери — маленьких «пупырышков» вокруг соска. Именно это вещество аналогично запаху околоплодной жидкости и улавливается обонятельными рецепторами ребенка. Так что поначалу ребёнок ищет грудь не по запаху молока, а по «ароматам родного дома» - амниотических вод, в которых он развивался 9 месяцев.

Имея острое обоняние, ребенок чувствует запах своего родителя даже в его отсутствие. Поэтому мать ребенка, уходя из дома, может оставить свой предмет одежды, который часто носит, чтобы присматривающий за ребенком мог использовать его для успокоения.

Доношенный ребенок к своему рождению обладает определенным сенсорным багажом, необходимым для его дальнейшего развития и сформировавшимися рефлексами, которые необходимы ему для выживания в новой среде обитания.      

«Ощущения — это пища для мозга: они доставляют ему знания, необходимые для управления телом и мышцами»

Дж. Айрес

 

Киселева Ирина Владимировна, специалист по сенсорной интеграции КГАУСО «Комплексный центр по работе с семьей и детьми «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)