Прививать детям интерес и любовь к природе, можно начинать с самого раннего возраста. Первые знания о природе, проявления к природе возникают у ребёнка в дошкольном периоде. Именно в это время у родителей стоит задача заложить ребёнку правильные понятия об окружающем его мире в принципе. Ребенок будет воспринимать информацию, когда с ним ведут познавательные беседы о правильном отношении к природе, но очень важно подкреплять эти беседы практикой: выезжать на прогулки, устраивать походы по лесу, отдых у речки. Все эти познания будут прививать у детей любовь к окружающему миру. Только совместным трудом можно достичь желаемого результата.
Каждая локация развивает в детях что-то свое, особенное. У кого-то складывается любовь к горным породам, водоемам, животным, насекомым и т.д. Локации живой природы помогают развить такие качества, как концентрация, наблюдательность, ловкость рук и креативность. Ошибочно думать, что ребенок познает внешний мир только глазами. Дети понимают причастность к природе и разумом, и сенсорно, и на уровне чувств. Если заложить в детей изначально правильные знания о всем живом на земле, то он будет готов к переменам окружающего его мира, будет относиться с осознанием, ведь с полным пакетом сформированных знаний, человек не боится перемен и всегда открыт для новых знаний. Тем не менее, ребенок будет жить с полным пониманием того, что к природе нужно относиться бережно.
Когда у ребенка нарушено или не до конца сформировано экологическое сознание, он становится не социализированным, боится окружающей среды - животных, насекомых и т.д.
Очень важным фактором в развитии и любви к природе является наблюдение за ней. Это главный фактор в эстетическом воспитании, он оказывает очень сильное воздействие на развитие ребёнка. Во время того как малыш наблюдает за всем живым, у него развиваются сенсорные чувства, которое включает себя -цвет, форму, размеры. Например, шум ветра или шум воды, шелест листьев деревьев и пение разнообразных птиц –тренирует слух ребенка.
Также важны начальные знания о живых созданиях. Для данной цели используйте художественную литературу, рисование, рассматривание картин с изображением животных, растений, смотрите фильмы на тему природу, а самое ключевое-это общение с живыми объектами.
Рассказывайте ребятам о животных разными способами: забавно и озорно, говорите с малышом о прочитанном. В момент общения с природой у ребенка возникает особая связь. Развивается чувство прекрасного, проявляется или формируется любовь к Родине, родному краю.
Все это не так сложно, если помогать ребенку. Ведь в дошкольном возрасте у детей имеется стремление все познать и экспериментировать, нужно лишь правильно направлять детей. Именно это стремление все изучать создает психическое развитие и устойчивость к внешним воздействиям.
Не стоит нагружать ребенка чрезмерными познаниями. Дети самостоятельно могут исследовать, изучать. И именно эти знания значительно прочнее и крепче тех, что получены благодаря чьей-то помощи.
Прямой контакт с природой, предметами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Это способствует наблюдению, мышлению, сравнению, делать выводы, устанавливать связь. Это очень ценный опыт. Поэтому предлагаю несколько экологических игр.
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
Игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
Игра «Кто где живёт?»
Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.
Игровые действия: У педагога картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).
«Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Игровые действия: Ведущий рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Ведущий показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия: Ведущий предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.
Евгения Михайловна Власенко, воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»