Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

 

   

Дошкольный возраст – это стадия жизни, которая идет после раннего возраста и соответствует в отечественной периодизации психического развития возрасту от 3 до 6-7 лет.

В дошкольном возрасте выделяют 3 периода:

младший (3-4 года),

средний (4-5 лет),

старший (5-7 лет).

Данному возрасту характерна интенсивность физического и психического развития.  Социальная ситуация развития дошкольного возраста состоит во взаимодействии ребенка с миром взрослых (за пределами семейного круга).

В дошкольном детстве  происходит формирование основ личности. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, учатся находить  связь между своими поступками и результатами.  Закладываются основные понятия «хорошо» и «плохо». У детей возникает чувство стыда и гордости. Они уже способны понять, что нужно слушаться и уважать взрослых.  Главную роль здесь играет родитель, воспитатель:  именно он является тем человеком, с которым малыш идентифицирует себя. От нас зависит его будущая самооценка, его моральное поведение.

Усложняется эмоциональная жизнь ребенка. Он уже способен к сочувствию и сопереживанию. Может заставить себя вести тихо, если ему скажут, что мама или бабушка устала.

Расширяется и сфера деятельности ребенка. Он ощущает потребность в контактах с другими людьми – сверстниками и взрослыми.

 Дошкольный возраст принято называть возрастом игры. Игра является ведущим видом деятельности. Именно она помогает малышу впервые осознать правила поведения в коллективе. Он учится делиться игрушками, ждать своей очереди и даже уступать. Игра влияет на формирование произвольности психических процессов и является важнейшим средством в подготовке ребенка к обучению в школе. Если ребенок не умеет играть – это тревожный сигнал для родителей и педагогов дошкольного образования. Важно обратиться за помощью к педагогу-психологу, дефектологу.

Важным достижением данного периода является то, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах детской деятельности – игре, рисовании, а так же в поведении дети начинают  действовать в соответствии с намеченной целью и соблюдением принятых правил.

В дошкольном возрасте ребенок, как губка впитывает познавательную информацию. Ему интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок запоминает столько материала, сколько он не запомнит никогда в жизни. Это возраст «почемучек». Задача взрослого не отвечать детям односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас осень? Подумай и докажи. У детей много неосознанной информации, которую разложить по полочкам они не могут. Задача взрослых помочь им в этом.

Познавая окружающий мир,  дошкольник, совершенствует свое восприятие формы, цвета, пространства и времени. В результате чего у него увеличивается число боязней. Наступает «пик страхов»: ребенок осознает конечность жизни и понятие «смерти».  

Важным показателем дошкольного возраста (5-7) лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети подмечают отношения между взрослыми, могут давать личностные характеристики сверстникам (он жадный, он добрый, он веселый и т.д.).

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого, у ребенка развивается стремление получить одобрение и похвалу. Родители продолжают оставаться примером для детей.

Очень часто родителей дошкольников тревожит осознание, что ребенок впервые начинает врать.  Важно понимать, что развитию лживости способствует нарушение детско-родительских отношений, когда родители излишне строги к малышу. Такое отношение мешает развитию у ребенка позитивного ощущения себя, лишает уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого или оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.  

Важным аспектом является готовность ребенка к обучению в школе – как результат общего развития ребенка, сочетающий в себе интеллектуальный, психический, эмоциональный и социальный показатели.

Номоконова Елена Сергеевна,

педагог-психолог   КГАУСО АСРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)