Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Сочувствие, сопереживание, желание помочь, понимание, терпение, милосердие…знакомы ли нам, взрослым, такие проявления человечности? Можете ли Вы вспомнить тот первый случай в вашей еще детской жизни, когда вы испытали эти чувства? Знакомы ли они современным детям, погруженным в информационный мир с самого раннего возраста?

Казалось бы, простые вопросы, но они рождают еще больше вопросов, чем ответов.

У каждого человека свой первый опыт первого проявления сочувствия и милосердия. Возможно, у кого-то сразу в памяти всплывет самое известное детское произведение В. Катаева «Цветик-семицветик», ведь на занятиях в детском саду и  на уроках в школе педагоги детям обязательно объясняли раньше и объясняют сейчас важность и нравственность того человеческого поступка, которое совершила главная героиня, загадав желание для своего нового друга, чтобы он смог ходить… Но заменит ли книга, даже очень нравственная, опыт взаимодействия обычных, или как называют в профессиональной среде «нейротипичных» детей с детьми, имеющими ограничения в жизнедеятельности, барьеры по здоровью? Конечно, нет.

Говоря про важность такого взаимодействия как для обычных (нейротипичных) детей, так и имеющих ограничения по здоровью (особых) детей, всегда употребляется такое понятие как инклюзия. Его классическое определение звучит так: инклюзия — это процесс реального включения в активную жизнь социума людей, имеющих трудности в физическом развитии, в том числе с инвалидностью или ментальными особенностями.  Ну а если простыми словами, то это открытое и дружелюбное пространство для всех.

Работая более 20 лет в том социальном пространстве, где как раз и встречаются, взаимодействуют два одновременно разных и таких одинаковых мира детства, можно с уверенностью сказать – такое взаимное влияние на развитие личности детей неоспоримо, и имеет только положительные результаты. И в процессе работы со всеми воспитанниками можно четко увидеть точки личностного роста и даже профессионального самоопределения здоровых детей и зоны активного развития определенных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но не будем забегать вперед. Все это происходит в особом пространстве, построенном в системе социальной реабилитации. А давайте посмотрим со стороны как ведут себя обычные взрослые люди, когда встречают человека с физическими и интеллектуальными отклонениями? Проведенный опрос показал, что в 90 % обычные люди не испытывают желания взаимодействовать с «особыми» людьми, ну а к детям с тяжелыми множественными нарушениями в развитии 95% испытывают «жалость и смешанные чувства», «страх», «желание плакать».

Однако, практика работы показывает, что у обычного ребенка младшего дошкольного возраста нет никаких барьеров в построении взаимодействия с «особыми» детьми. Вот просто никаких. Они для них тоже обычные, они хотят с ними играть, удивляются, если дети этого не могут делать. Не прячут взгляд. Не боятся, что «их заразят». И даже когда ребенок с повышенной сенсорной чувствительностью начинает кричать и вести себя необычно, их первое проявление – удивление. Испугаться ребенок может только тогда, когда его мама, в непередаваемой тревоге за своего здорового малыша, награждает своим чувством страха или другие, окружающие его взрослые, демонстрируют пренебрежительное отношение.

«Когда ребенок попадает в группу с ребенком с особенностями, и вживую, а не просто на словах родителей, учится не по книжке, а на практике, он сочувствует, он хочет помочь, он понимает, что надо быть терпимее, и это закладывается с азов, с маленького возраста. То, чему не научить книжками. Это для меня было самым главным показателем» – это слова многодетной мамы, обычная дочь которой посещала инклюзивный детский сад №53 г. Санкт-Петербург и благодаря инклюзивной среде стала внимательнее относится к братьям и сестрам, больше помогать родителям. Об этом она рассказывает в интервью Фонду «Обнаженные сердца». И это всего один пример таких положительных изменений у нейротипичных детей.

(Фрагмент выступления https://t.me/nakedheartfoundation/2409, полное интервью https://youtu.be/aNNQt46RBsE?si=YzaQ6yc6m_GbHJAZ).

А еще для наших читателей, родителей и педагогов хочется поделиться роликом «Научите детей тому, чему они учат нас», где мы еще раз убеждаемся, что наши маленькие дети не имеют границ в общении. К сожалению, такие границы создаем мы, взрослые, пытаясь оградить себя и своих детей от тяжелых чувств.

https://rutube.ru/video/7d60de9ab541ea6fcee25cf1b9d69d28/

Наблюдая моменты взаимодействия уже подросших воспитанников нашего центра, еще раз убеждаемся, что дети, не имеющие грубых нарушений, в большинстве своем очень положительно относятся к особым детям. Очень показательно поведение обычных детей в рамках реализации проекта нашего учреждения «Откроем друг другу сердца», когда дети с нормой развития приезжают с творческими поздравлениями с праздниками на дом к особым детям. Для детей это огромный момент ответственности, когда идет составление программы творческого выезда, это та важность непосредственного взаимодействия, когда как раз и закладывается у ребенка и сочувствие, и терпение, и желание помочь.

https://arslastochka.ucoz.ru/news/poezdki_v_ramkakh_proekta_otkroem_drug_drugu_serdca/2024-12-23-1227

Такая технология работы по обучению навыкам общения имеет свое научное название – сверстнико-опосредованное вмешательство. Это всегда предварительная работа с нейротипичными воспитанниками, это проведение занятий по направлению «Мы рады всем» с использованием обучающих видеороликов и мультфильмов об особенных детях.

Кроме того, для детей самое важное – сформулировать правила общения с ребенком-инвалидом, и, конечно, важен правильный педагогический такт при подаче данной информации детям.

  • Обращайтесь к ребенку по имени!
  • Будьте внимательны к проявлениям ребенка: вы должны видеть, что ребенок сконцентрирован на вас, смотрит на ваши глаза и лицо в целом.
  • Говорите четко, просто, коротко и простыми словами. Вместо: «Посмотри сколько много разных интересных игрушек, столько всего интересного, все такое яркое, красивое, так будет весело», скажите просто: «Давай играть». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Короткую фразу можно сопровождать одним-двумя жестами.
  • Обязательно давайте время ребенку на обработку информации. Особый ребенок может быть замедлен в обработки информации от окружающих.
  • Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным доступным ему в данный момент способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.
  • Создавайте спокойную доброжелательную обстановку. Если установление эмоционального контакта идет со значимыми знакомыми, безопасными взрослыми, то ребенок научится вступать в доверительное взаимодействие различными доступными способами с большим количеством людей.
  • Если у ребенка расстройство аутистического спектра, то без предупреждения прикасаться к нему не нужно.
  • Ведите себя естественно и не помогайте особому ребенку или человеку, если он об этом не просит.

В просторах интернета сейчас достаточно много видео про особенных детей, про то, как для них важно чувствовать поддержку, не жалость, а именно поддержку и понимание.  Предлагаем ссылки на некоторые из них:

Мультфильм «Маленькая кастрюлька Анатоля» https://rutube.ru/video/19b06dcfb9b6c42ece5fd6c8201a65fa/

Видео «Что чувствуют люди с РАС» https://rutube.ru/video/749bf08410c077d57e87ab5610fb82d9/

Видео «Мой братик с луны» https://m.my.mail.ru/mail/igor-sidorov-1968/video/272/2031.html

Что касается профессионального самоопределения здоровых детей, то хочется отметить, что практически все нейротипичные дети, которые были участниками инклюзивных проектов, по окончанию школы чаще выбирают помогающие профессии, такие как психолог, учитель, врач, социальный педагог, воспитатель.

Есть такая известная фраза, которая очень отзывается у всех, кто работает с особыми детьми: место, где комфортно людям с особенностями в развитии, комфортно для всех. И это действительно так. И не только доступная среда помогает в этом. Именно обычные дети для особых детей создают пространство для развития. И, если воспитанники со сложными диагнозами безусловно влияют на личностный рост здоровых детей, то еще не меньшее положительное влияние оказывают нейротпичные дети на детей с нарушениями в развитии.

Родитель может тысячи раз говорить своему ребенку «Делай вот так», но только тогда, когда ребенок увидит, как это делает его сверстник, он будет это делать без подсказки. Это касается самых обычных житейских моментов: личной гигиены, умению приготовить себе бутерброд, желанию убрать за собой посуду, любым действиям, которые ведут ребенка к самостоятельности. Здесь конечно же работает одна из главных человеческих способностей – умение повторять.

         Дети со сложностями в развитии копируют своих здоровых сверстников, и это тоже можно наблюдать на практике. Особенно это проявляется в творческой работе, при подготовке концертов, выступлений. Эта совместная сплоченная работа детей, где стираются границы нормы, имеет всегда очень показательный результат.

Перейдя по этой ссылке на сайт Фонда «Обнаженные сердца» можно более подробно изучить результаты исследований и узнать о том, как важна инклюзия для всех детей. https://nakedheart.online/articles/chemu-inkluziya-uchit-neirotipichnyh-detei

Процесс инклюзии в равной степени необходим всем членам общества. И детского общества, в частности. Общение без страхов, предрассудков и преград влияет на человеческое общество в целом: где есть инклюзия, там меньше буллинга, оскорблений, больше терпения, сопереживания и поддержки.

Ведь именно в таком мире детства, где нет исключенных, вырастают настоящие личности, взрослые люди, способные достичь моральной высоты и в лучшую сторону изменить мир человечества.

 

Лапутина Светлана Ярославовна, старший воспитатель

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)