Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Зачастую в своей практике мы сталкиваемся с некорректными ситуациями, когда логопеды или дефектологи видят структурную патологию речи у ребенка, рекомендуют семье обратиться к врачу

Доктор определяет у малыша задержку речевого развития. Но при более глубоком рассмотрении проблемы речевых нарушений у детей могут быть принципиально разные варианты развития – задержанное или патологическое, определяющее совершенно разные прогнозы на будущее ребенка и его семьи. Некоторые специалисты утверждают, что до 3 или до 5 лет патология не определяется, поэтому ставится задержка, а потом это может вылиться в алалию (это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга), или к 10 годам – в умственную отсталость.  Если специалист не раскрывает родителю истиной картины, предлагая подождать до определенно возраста, он отбирает у семьи шанс на возможную полноценную коррекцию и компенсацию патологии. В последние годы распространен еще один логопедический миф: речевые нормы пора сдвигать, что до трех лет детям можно вообще не говорить, и это норма современного мира.

Что же такое истинная задержка речевого развития?

Как же различить: это истинная задержка или патологический процесс?

Задержка – это такое состояние развития ребенка, которое не предполагает коррекции. Да, будет развивающее обучение, например, занятия по логоритмике или посещение развивающих центров, т.е. без подключения дефектолога-логопеда. Малыш через несколько лет может догнать своих сверстников.

Если же это патология, а специалист не назначает своевременной коррекции и дает семье надежду, что ребенок догонит сверстников. Тогда семья вступает в состояние «гонки»: предъявляет повышенные требования к ребенку, к себе, к своему финансовому обеспечению. И тем самым все входит в невроз. Чтобы не происходило таких, мягко говоря, неприятных моментов, нужно всего лишь прибегнуть к методам дифференциальной диагностики.

О задержке речи мы говорим в четырех случаях:

  1. Если уже в возрасте 8-10 месяцев у ребенка не появляется, так называемый, конвенциональный период общения (коммуникативный лепет) – первые коммуникативные лепетные слова типа «мама», «папа», то это задержка развития.
  2. Если в возрасте 12-14 месяцев не появляются первые детские слова, характерные для детской семантики. Например, слово «тики» у ребенка обозначает часы, а на вопрос «Когда папа придет с работы?» ребенок говорит «тики», ведь часы и время, когда папа придет с работы, обозначается ребенком этим словом. И оно стабильно, оно понятно взрослому т.е. ребенок в 12-14 месяцев ребенок начинает обозначать явление одним названием.
  3. Если в возрасте 16-20 месяцев не происходит резкого взрыва в накоплении словаря, т.е. слова продолжают накапливаться медленно или вообще не накапливаются, то это уже не задержка. Если они вообще не накапливаются, то это патологический процесс. Если они продолжают накапливаться очень медленно – патологический процесс, если накапливаются не так, как бы нам хотелось – задержка речи.
  4. Если в возрасте 18-24 месяцев не происходит комбинирования слов с использованием грамматических норм для данного языка, т.е. если ребенок продолжает в 18-24 месяцев использовать отдельные слова, их инфинитивы и не использует грамматические категории, то мы говорим о задержке речи или патологическом процессе.

Как же отличить задержку речи или патологический процесс?

Максимальный срок задержки 1 год. Если свыше одного года, то это уже патологический процесс.  Именно поэтому рассматривается возраст 3 лет, как точку отсчета. Если ребенок в возрасте от 24 месяцев до 3 лет говорит отдельные слова, но нет фразы, то определяется задержка речевого развития. Если же ребенок после 3 лет не пользуется фразовой речью, то это уже патологический процесс. Однако если у ребенка не появились первые слова, то следует придерживаться следующей формулы:

14 месяцев – максимальный срок появления первых слов. Плюс один год, то получаем 26 мес. Иначе говоря, патологический процесс в случае отсутствия первых слов определяется не в 3 года, а в 2 года + 2 месяца, т.е. если ребенок пришел к специалисту в 2 года 3 месяца, сроки задержки уже прошли и у него нет первых слов, то определяется патология. Ждать 3 лет не стоит.

И наконец, ребенок не использует конвенциональные (лепетные) формы, т.е. не обращается «мама», «папа» («мама», «папа» – относятся к ранним конвенциональным формам, это не относится к первым словам). Если он не лепечет коммуникативно, т.е. не обращает на себя внимание, то мы отсчитываем от возраста 8 месяцев. И соответственно – патология, если это отсутствует, определяется уже в 1 год и 8 месяцев.

Это единообразная формула для детей во всем мире, не зависимо от языка (русский, китайский, английский…). Речевое развитие у детей происходит именно в такие сроки.

Лингвисты утверждают, что для того, чтобы изменился язык, должно пройти не менее 10 тыс. лет. А.Н. Гвоздев (советский лингвист) описывал свой дневник меньше 100 лет назад, на основании которого был дальше развернут речевой онтогенез. Все современные исследования подчеркивают строгое единообразие последовательности вышеперечисленных развивающихся речевых умений ребенка. Индивидуальные различия в этих сроках допускаются максимум в 2 месяца, а в качестве на 20%. Все остальное уже выходит за рамки нормы.

Развитие речи, в указанной последовательности и указанных сроках — это такая же генетическая программа, как и то, что ребенок в 12-13 мес. уже должен ходить. Это наша генетическая программа, это наш геном. Она записана в нашем биологическом виде. Это эндогенный характер (внутреннее определение).

Да, конечно, речевое общение значимо для того, чтобы эта генетическая программа развивалась в абсолюте. Т.е. если ребенок воспитывается среди других биологических видов, как Маугли, тогда генетическая программа остановится. Ребенок будет лепетать, но не начнет говорить первые слова. Но если он, хотя бы иногда, от бабушек, дедушек, по телевизору слышит человеческую речь, то эта генетическая программа должна разворачиваться ровно по четким установленным срокам. И все отклонения от этих сроков – это или задержка, или патология в соответствии с выше указанной формулой.

В заключение хочется подчеркнуть значимость ранней дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей, организация которой должна осуществляться с учетом комплексного подхода. Только достоверная и полная информация о развитии ребенка даст возможность провести правильные границы между тем или иным нарушением и определить оптимальный образовательный маршрут.

 

Чех Оксана Николаевна, учитель-дефектолог

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)