Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Особым семьям — особая забота
Комплекс мер Приморского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, на 2020-2021 годы

Застенчивость – это достаточно распространенная черта характера у детей, но особенно часто такие дети встречаются среди ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Застенчивость проявляется в:

  • нерешительности;
  • скованности в новых ситуациях;
  • трудностях в общении с незнакомыми людьми;
  • страхе быть оцененным

Важно понимать, что застенчивость – это не заболевание и не недостаток характера, а скорее особенность темперамента, которая может быть как препятствием, так и преимуществом.

Застенчивость может быть обусловлена различными факторами:

  • Генетическая предрасположенность. Некоторые дети рождаются с более чувствительной нервной системой, что делает их более восприимчивыми к стрессу и тревоге.
  • Особенности воспитания. Чрезмерная опека, критика, сравнение с другими детьми, отсутствие поддержки и поощрения могут способствовать развитию застенчивости.
  • Травматический опыт. Негативные события, такие как буллинг, публичное унижение, развод родителей, могут оставить глубокий след и усилить чувство неуверенности.
  • Социальная изоляция – недостаток общения со сверстниками. Этот фактор особенно влияет на развитие социальных навыков у детей с инвалидностью, которые не посещают детский сад или школу, мало появляются в обществе.

Признаки застенчивости

Застенчивых детей можно распознать по следующим признакам:

  • Избегают зрительного контакта;
  • Говорят тихо и невнятно;
  • Предпочитают одиночество и тихие игры;
  • Стесняются отвечать на вопросы, особенно в присутствии окружающих;
  • Трудно заводят новых друзей;
  • Боятся выступать на публике;
  • Часто краснеют или потеют в стрессовых ситуациях.

Помимо этого, застенчивые дети обладают рядом интересных личностных особенностей:

  • Хорошо чувствуют эмоции других людей, могут поддержать, умеют сопереживать;
  • Ответственно относятся к поручениям, на них можно положиться;
  • Тонко чувствуют красоту, часто обладают творческими способностями.

Главная задача – создать для застенчивого ребенка безопасную и поддерживающую среду, в которой он сможет постепенно преодолевать свою застенчивость.

Как это сделать?

  • Примите эту особенность характера ребенка. Насильные методы, типа давления, заставлять его быть более общительным, критики за застенчивость, не эффективны, а зачастую наоборот приводят к ухудшению ситуации.
  • Поощряйте маленькие шаги, хвалите ребенка за любые проявления смелости, даже самые незначительные. Например, за то, что он поздоровался с соседом или попросил игрушку у другого ребенка.
  • Развивайте социальные навыки, играйте с ребенком в ролевые игры, моделируйте различные социальные ситуации, учите его здороваться, представляться, задавать вопросы и поддерживать разговор.
  • Записывайте ребенка в кружки и секции (которые ему интересны и по согласию). Это поможет ему найти друзей по интересам и развить уверенность в себе. Например, занятия в танцевальной и театральной студии помогут научиться уверенно и свободно двигаться.
  • Помогайте ребенку справляться с тревогой, учите его техникам релаксации, таким как глубокое дыхание или медитация.
  • Будьте примером, покажите ребенку, как вы сами справляетесь с застенчивостью и неуверенностью.
  • Обратитесь к специалисту – детскому психологу, если застенчивость ребенка сильно мешает ему в жизни.

Важно помнить правила общения с детьми:

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  • Не навешивайте на него ярлыки.
  • Будьте терпеливы и последовательны.
  • Создайте для ребенка атмосферу любви и поддержки.

 Для всех наших читателей рекомендуем прочесть книгу Филипа Зимбардо и Ширли Рэдл «Застенчивый ребенок». В ней авторы раскрывают понятие застенчивости, причины ее возникновения и дают рекомендации, с помощью которых можно разрешить многие проблемы, так или иначе связанные с застенчивостью, развить в ребенке адекватную самооценку и доверие к миру и помочь ему вырасти уверенным в себе человеком.

 Кроме того можно прочитать книгу Т. Шишовой «Застенчивый невидимка», где даны практические рекомендации и описаны специальные игры и увлекательные упражнения, с помощью которых ребенок может преодолеть застенчивость.

Эти книги в свободном доступе размещены в электронной библиотеке Ресурсного центра в разделе «Информация для развития» (https://ресурсдлявсех.рф/elektronnaya-biblioteka-dlya-roditelej-detej-invalidov-i-detej-s-ovz/informatsiya-dlya-razvitiya).

С помощью поддержки любящих родителей и грамотных педагогов застенчивый ребенок может научиться преодолевать свои страхи и раскрыть свой потенциал.

Голосенюк Галина Александровна,

воспитатель КГАУСО «Комплексный центр

по работе с семьей и детьми «Ласточка»

Сайт создан на средства гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва)