Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон Всем знакомо утверждение, что игра — это основной вид деятельности детей. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, знакомясь при этом с чем-то новым. А если эту информацию дети получают посредством игровых действий, то она усвоится ими легче и крепче. И, что особенно важно, играя, он учится учиться |
Дети с ОВЗ имеют особенности развития познавательной сферы. Зачастую им сложно сосредоточиться на одном предмете или теме, трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. У многих серьезные проблемы с речью или даже ее отсутствие, низкий уровень словарного запаса. Все это ведет к слабо развитой мотивации и отсутствию возможности к самостоятельному познанию окружающего мира. Для того, чтобы справиться с данными проблемами и помочь ребенку на раннем этапе, мы используем такой вид деятельности, как ИГРА.
В педагогической практике существуют разные виды игр. Отдельного внимания в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья заслуживают игры-экспериментирования или экспериментальная деятельность.
Необходимо понимать, что явления, окружающие нас связаны в некую систему, элементы которой не постоянны и взаимосвязаны между собой. Поэтому, прежде всего, необходимо научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства и наоборот. Детское экспериментирование – это процесс поиска умений и навыков, приобретение их как самостоятельно, так и под руководством педагога.
Основная задача педагога – всячески содействовать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создавать для этого благоприятные условия. Стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали небольшие открытия, озвучивая полученный результат.
Детское экспериментирование непосредственно связано с другими видами деятельности, такими как:
- Наблюдение за различными природными явлениями и объектами);
- Развитие речи;
- Изобразительная деятельность - зарисовка опытов и наблюдений;
- Ручной труд - поделки из природного материала);
- Труд;
- Прогулка и т.д.
В данное время существенное внимание уделяют экспериментальной деятельности. Ведь благодаря этому мы приобщаем детей к познанию, исследованию и, если заинтересовать детей, у них появится активный познавательный интерес к объектам живой и неживой природы и экспериментам с ними.
Детское экспериментирование развивает у детей мышление, логику, происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Желание поделиться увиденным, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей.
Кроме того, экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Благодаря экспериментированию у ребят обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем будет необходимо на протяжении всего обучения. Также экспериментирование оказывает положительный результат в укреплении здоровья у детей за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии личности ребенка с ОВЗ, а также в процессах социализации.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Л.С. Выготский
Галина Александровна Голосенюк, воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»