|
Давайте разберемся вместе, почему так происходит и что же делать?
Ситуация #1
Представим себе 2 картины. Вот, годовалый малыш по имени Миша, на просьбу «Принеси мне мячик», которая раздается от радостной мамы, тянущей к нему ручки, смотрит то на маму, то на мячик, улыбается маме в ответ и радостно идет (ползет) за этим предметом, на который так восторженно и громко «показывает» мама. Мама счастлива, ребенок выполнил ее просьбу! И ребенок счастлив!
И вторая картина. Та же семья, тот же малыш Миша, но в четырехлетнем возрасте, поиграл своими машинками и оставил их на ковре. Мама заходит в комнату, и произносит «Убери за собой игрушки». Тон мамы явно нерадостный, взгляд недовольный, видно, что просит она уже не первый раз. Ребенок даже не смотрит на маму, он занят своими делами, он строит башню из кубиков и абсолютно никак не реагирует.
Что изменилось у Миши?
Физиологи напоминают о том, что примерно с 12 месяцев, ребенок, развивающейся в норме, уже может слышать и выполнять инструкции. Обычно это короткие инструкции «Дай мне мячик», «Положи кубик в коробочку». В нашем примере ребёнок выполнил эту просьбу с удовольствием. Обратите внимание: у малыша задействованы всё его органы чувств! Он видит маму, слышит её, мама его обняла, когда он выполнил просьбу. Эмоциональная связь еще очень сильная.
Что происходит во втором случае: ребенок, конечно вырос, у него появилось много умений, маме кажется, что он уже взрослый, соответственно он должен слушаться и лучше с первого раза. Но! Физиологически его мозг ещё не созрел. Развитие отделов мозга, отвечающих за внимание, находится в процессе роста, но произвольность (умение отвлекаться от интересного в пользу необходимого) ещё не сформирована.
Родители, помните!
До 4 лет умение концентрироваться находится на низком уровне: смотреть и слушать он может что-то одно. Если он строит башню из кубиков и очень увлечён, он попросту не слышит просьбы и выполнить инструкцию «убрать машинки» ребёнок просто не в состоянии.
Правило 1. «Видеть-слышать-чувствовать»
В первом случае почему ребенок так быстро и радостно выполнил мамину просьбу! Он ее видел-слышал-чувствовал! Чтобы ребёнок смог «включить» мозг и выполнить просьбу, должен быть зрительный контакт, глаза взрослого должны быть на уровне его глаз, нужно спустится к ребёнку со своих «высот». Он должен услышать, и это не значит, что взрослому нужно использовать тысячи децибел, голос должен быть спокойным и уверенным, тон уважительным, слова чёткими и понятными. Важно использовать тактильные прикосновения, лёгкие поглаживания по плечу, пожимания рук. Или дать краткое резюмирование: «Ты меня услышал? Дай пять!».
Этот алгоритм можно использовать и для себя. Мозг взрослого тоже должен быть «включён». Важно посмотреть в глаза ребёнка, услышать его, почувствовать готовность исполнить просьбу. Это правило требует от взрослой тренировки, но, если это трудно сделать, можно представить насколько это трудно сделать малышу. Однако успех не заставит себя ждать, если взять этот алгоритм поведения на вооружение.
Практикуйтесь вместе с ребёнком!
Можно предложить ребёнку поиграть в интересные игры: «Давай поучимся слышать с первого раза!». Он с удовольствием включится в этот процесс. Очень подойдет игра в «Испорченный телефон». Еще лучше играть в нее всей семьей. Это не только сблизит всех членов семьи, но и разовьет слух ребенка и поможет сконцентрироваться.
Правило 2. «Одна задача и минимум слов»
Всё просто. Должна быть одна задача. Если в комнате разбросаны игрушки, а в кухне стоит неубранный стакан, это не стоит смешивать в одно предложение «Посмотри какой беспорядок: раскиданы игрушки, не помыта посуда». Включение в речь массу всего: как трудно, как надоел этот бардак и прочее, утомляет ребенка. Мало того, что это физиологически не поместится в его детской голове, так ещё и превратится просто в шум. Поэтому эффективнее разложить сложное предложение на простые: «Миша, убери игрушки». И, если просьба выполнена, переходить к следующей: «Миша, помой посуду».
Практикуйтесь вместе с ребёнком!
Можно поиграть со всей семьёй в известную игру «Скажи иначе». Она бывает разных уровней, от самого простого – для малышей, до самого сложного – для родителей. Смысл её заключается в том, чтобы за короткое время назвать слово, написанное на карточке, другими словами. Это позволяет не только развить словарный запас и учит общаться, но и на деле доказывает, как важно чётко и ясно формулировать мысли и инструкции для другого человека.
Ситуация #2
На консультации мама жалуется: «Сын обижает детей на игровой площадке. Я ему «нельзя», а он никак не реагирует и вообще меня не слушает».
Его величество «Нельзя» приходит в жизнь малыша очень рано: нельзя забирать игрушки у малыша в песочнице, нельзя раскидывать еду, нельзя, нельзя, нельзя.
Правило 1. «Три нельзя в день»
«Нельзя» в воспитании – это синоним слова «опасность» и до трёх лет оно должно относиться только к действиям, угрожающим ребёнку (например, выбегать на дорогу, совать пальцы в розетку и т.п.), а также агрессии, направленной на другого человека (кусать, щипать кого-либо). Если его слишком много, то ребёнок перестаёт это воспринимать.
Психологи считают нормой произносить слово «Нельзя» не более 3 раз в день и то в исключительных ситуациях. Его количество может увеличиваться с возрастом ребенка, т.к. считается, что ребенок может запомнить и осознать столько «нельзя», сколько имеет лет.
Физиологи напоминают, что в 6 месяцев ребенок понимает запреты, но не сами слова, а тон голоса, мимику родителя. Такие же строгие, но не жесткие, тон голоса и выражение лица должны быть в дальнейшем всегда, когда взрослый говорит «нельзя». Если запрет прозвучал заискивающим, просящим голосом «Пожалуйста, нельзя трогать мой телефон», ребёнок вряд ли выполнит вашу просьбу.
Важно!
Каждый запрет нужно объяснить четким и понятным ответом. Ведь цель запрета не только в прекращении какого-либо действия, поведения ребенка, но и в научении ребенка ориентироваться в жизненных ситуациях.
Правило 2. «Вместо «Нельзя» – «Можно»
Суть правила заключается в замене слова «нельзя» словом «можно». Вместо «Нельзя бегать по коридору в больнице и кричать» - «По коридору в больнице можно ходить спокойно и разговаривать тихо»;
«Нельзя забирать у Коли машинку и драться» - «С Колей можно поиграть в догонялки».
Важно!
Ребенок очень интересующийся человек: ему важно знать как льётся вода со стакана, как падает яйцо из холодильника, что находится внутри телевизора, как открывается и закрывается дверь и т.д. Но если при проявлении своего интереса он слишком часто будет слышать «нельзя», то его любознательность снизится.
Практикуйтесь вместе с ребёнком!
Игра «Запретное движение». Ее смысл прост: повторять все, кроме предварительно обозначенного «запретного движения». Эта игра подходит для детей, начиная со старшего дошкольного возраста, и кроме развития внимания, так необходимого для развития умения слышать, поможет сформировать спокойное отношение к запрещающим действиям как части жизни.
Правило 3. «Включите глаза ребенка»
Использование визуальных подсказок и картинок, изображающих разрешающие и запрещающие действия. Практика доказывает, что использование серии картинок, изображающих запрет действия, более спокойно воспринимается детьми, чем слово «нельзя». Особенно хорош этот способ в установлении правил поведения при работе с детьми, имеющими нарушения в речи, а также особенности в познавательном развитии.
Практикуйтесь вместе с ребёнком!
Вместе с ребенком можно подобрать картинки в интернете, изображающие как нельзя себя вести, например, за столом. Распечатать их, изобразив запрет, и повесить на кухне. Результат не заставит себя долго ждать!
Ситуация #3
Ребёнок на просьбы отвечает «Нет. Не буду. Не хочу».
Впервые родитель сталкивается с таким поведением ребёнка в период кризиса 3х лет. В этом возрасте дети учатся говорить «НЕТ», осознают свою значимость, проверяют границы дозволенного, пытаются убедиться, что могут влиять на ход событий, принимать решения.
Важно!
За словом «Нет!» стоит этап развития ребёнка. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», прежде малыш говорил о себе в третьем лице или по имени. Именно так формируется личность ребёнка. Ребёнок имеет право сказать «нет». А вот как взрослые отреагируют, как покажете модель поведения - от этого зависит на сколько эмоционально устойчив будет Ваш ребёнок и как он сможет в будущем отстаивать свои границы.
Правило 1. «Спокойствие, только спокойствие»
Реакция взрослых на «нет» впишется в подкорку малыша навсегда. Запугивание, физическое воздействие, возможно, и дадут быстрый результат, но сформируют в ребенке либо жестокость, либо другую крайность - робость и излишнюю покорность. Именно в спокойствии и правильном подборе тактики собственного поведения кроится успех. Лучше говорить спокойно и уверенно. Иногда уместно дать альтернативу.
Правило 2. Давай договоримся!
Всем известна фраза «Договор дороже денег». Умение договариваться – очень важное социальное умение, которое можно сформировать у малыша. И вместо угнетающего личность фраз «Не смей так разговаривать!» или «Это я решаю да или нет!» и прочих, нужно вводить в речь «давай договоримся»: «Давай договоримся, что сначала ты уберешь игрушки, а потом посмотришь мультики. Договорились?»
Практикуйтесь вместе с ребёнком!
Как влияет это волшебное слово договорились можно прочесть в книге «ДАВАЙ ДОГОВОРИМСЯ. КАК ПОВЗРОСЛЕТЬ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ». Автор: Кляйндист Анн-Клер. Смешные лаконичные комиксы помогут увидеть сложные ситуации глазами ребенка, и договориться с ребенком и с самим собой. Советуем смотреть и разбирать ситуации в книге вместе с детьми.
И в завершении.
Самое Главное Правило
Важно!
Истинная цель — не заставить ребёнка подчиниться в конкретный момент, а дать ему верный пример поведения.
Смелость (не бояться проб и ошибок), желание, терпение, настойчивость, требовательность, снисходительность в сочетании с ежедневным трудом и долгосрочными планами поможет вырастить из детей слышащих и понимающих людей.
Лапутина Светлана Ярославовна, старший воспитатель
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»